Предмет – история Класс – 10 История России.XVII-XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004. Базовый уровень. Тема. Расцвет дворянской империи. Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II, крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева; - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения; - формировать уважение к историческому прошлому страны. Форма проведения: комбинированный. Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд. Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству. Выдающиеся личности: Екатерина II, Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика ( Н. Зарубин), Г.А.Потемкин. Материалы урока : карты « Россия в 1760-1800гг», « Россия при Екатерине II@» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева». Ход урока План урока I.Повторение изученного материала: Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися. Задание для учащихся: 1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIIIв. 1) Анна Иоанновна а) 1682 – 1725 2) Пётр III б) 1725 – 1727 3) Пётр I в) 1727 – 1730 4) Пётр II г) 1730 – 1740 5) Елизавета Петровна д) 1740 – 1741 6) Иван IV Антонович е) 1741 – 1761 7) Екатерина I ж) 1761 – 1762 2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при: а) Анне Иоанновне; б) Елизавете Петровне; в) Петре III; г) Екатерине II; 3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны а) принятие указа о престолонаследии; б) репрессии против старообрядцев; в) сражение у дерeвни Кунeрсдoрф; г) учреждение императорского Совета; 4. Манифест o дарoвании вoльности российскому дворянству был подписан; а) Елизавeтой Пeтрoвнoй; б) Петром III; в) Екатеринoй II; г) Павлом I; 5. Императрица Eлизавета Петровна никогда не приговаривала к а) пожизненному заключению; б) телесному наказанию; в) смертной казни; г) ссылке. Ответы к заданиям 1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д ; 7)- б; 2. в); 3. а); 4. б); II. Изучение нового материала: 1.Личность Екатерины II. 2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II. 3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра Iи Екатерину II. 1. Личность Екатерины II. Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм». ( Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение). 2. Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II. Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения ( созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются. Екатерина II ( 1762 – 1796гг). Просвещенный абсолютизм Политика ,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений ( передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине. Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник. Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий. Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль. Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков. Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений. Введение свободы предпринимательства. Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах. 3. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы). Проблемное задание: - Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея? Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве. Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева». продолжительность 1773 – 1775 причины -усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства. - тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике. цели - Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов. -Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия. - Наделение крестьян зeмлей без выкупа и прочими угодьями. -Oбъявление всех участников восстания свободными казаками. - Равенство народов. -Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева) Состав участников Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья. Основные этапы 1-й этап: сентябрь 1773 – март 1774г. - неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью. 2-й этап: апрель – июль 1774г. -движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани. -12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И .Михельсона. 3-й этап: июль 1774 – январь 1775г. - 31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов. - движение Пугачева от Казани на юг. -неудачная осада Пугачевым Царицына. -25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода. - 18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям. Степень организованности восставших -создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб ,военная коллегия, деление на полки). -наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия). Итоги и значение -Самое крупное народное восстание в России. - Соединение антикрепостнического и национального движений. Восстание не улучшило положения крестьянства в стране. -Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям. III. Закрепление изученного материала. Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II. При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы: - С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения? - Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике? - Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля. IV. Домашнее задание: часть 2.п. 16. А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов. -сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».
Автор(ы): Еремина О. М.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc