Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

55 Первые годы правления Александра I (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России  XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Первые годы правления Александра I.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цель урока: сформировать у учащихся полноценное представление о специфике начального периода царствования Александра I;
    Задачи урока:
    а) образовательные:
    сформировать у учащихся полноценное представление об основных тенденциях развития Российской империи в первой четверти ХIХ в.;
    выявить основные противоречия в развитии России в начале ХIХ в.;
    подвести учащихся к пониманию специфики первых лет правления Александра I по сравнению с правлением его предшественников;
    охарактеризовать сущность проекта М.М. Сперанского;
    подвести учащихся к пониманию соотношения планов Александра I с их реализацией.
    б) воспитательные:
    способствовать формированию у учащихся объективного взгляда на противоречивое развитие российского государства;
    укрепить взгляд в том, что проведение новых реформ  всегда требует глубокого анализа специфики своего государства;
    способствовать воспитанию уважительного отношения к личностям Александра I и М.М. Сперанского, как прогрессивных государственных деятелей; продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету.
    в) развивающие:
    способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;
    способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;
    продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.
    Тип урока: комбинированный.
    Оборудование: учебник; доска, мел; раздаточный материал – тексты «Указа о вольных хлебопашцах», манифеста «Об образовании Государственного Совета»;
    
    Содержание урока:
    
    Ход урока
    Содержание и приемы работы учителя
    Содержание и приемы работы учащихся
    I. Орг. момент
    Приветствие: 
    приветствуют учителя.
    II. Актуализация знаний:
          
    Тест по теме «Великая французская революция» Приложение 1.
    
    
    
    III. Изучение  нового материала
         
    I. Тенденции развития России в начале XIX в.
    Экономика и население:
    1. Российская империя - великая европейская держава;
    2. многонациональное государство;
    3. многоконфессиональное государство (православие, католицизм, протестантство, мусульманство, буддизм, язычество):
    
    - Ребята, давайте вспомним, что такое конфессия?
    
    
    
    
    4. наряду с крупными городами (Москва, рига, С-Петербург, Ярославль) большинство городов страны были малыми, городское население составляло лишь 7% - ПРОТИВОРЕЧИЕ №1;
    5. мощная промышленность;
    6. использование вольнонаемного труда;
    7. новый уровень торговли;
    8. складывание единого всероссийского рынка (невысокая степень проникновения товарных отношений в аграрный сектор экономики по сравн. с всерос. капитал. рынком).
    9. ярмарки – важнейшая форма торговли – Ирбитская, нижегородская, Коренная (под Курском)
    Государство:
    1. абсолютистская монархия с опорой на дворянство, формирующуюся буржуазию;
    2. положительный опыт войн 18 века;
    3.  ПРОТИВОРЕЧИЕ №2
    отставание в экономике  и развитии гражданского общества на фоне военной мощи (в Европе база экономического и гражданского развития – права и свободы человеческой личности, конституционные институты парламентаризма;
    4. отсутствие демократического принципа разделения властей; власть бюрократии:
    -Ребята, давайте вспомним, что такое бюрократия?
    -Верно. Так называемая бумажная волокит, бумажная работа тормозила реализацию тех или иных замыслов.
    
    Социальное развитие:
    1.ДВОРЯНСТВО
    2. КУПЕЧЕСТВО
    3. ДУХОВЕНСТВО
    New!!! – СРЕДНИЙ КЛАСС
    4. КРЕСТЬЯНСТВО
    +
    ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ РАБОЧИЕ
     Обособленность и замкнутость друг от друга;
     Господство крепостной системы;
     Действие обычаев крестьянской общины:
    -Какие это были обычаи, вспомним из курса истории 8-го класса, ребята?
    Территориториально-демографический фактор:
    1. ПРОТИВОРЕЧИЕ №3
    При большой территории – слабая заселенность, малая плотность населения;
    2. ПРОТИВОРЕЧИЕ №4
    Присоединение новых территорий  больше потерь, чем выгоды (повышение налогов, ясак);
    3. отсутствие колоний – новые территории внутри страны.
    
    II. Либеральные меры Александра I.
    Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрирова стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом личный произвол монарха. Уроки павловского царствовании и Французской революции, проникновение в Россию просветительской идеологии, осуждавшей деспотиям и феодальные порядки, способствовали распространению в верхах реформаторских воззрений, появлению различных преобразовательных планов, призванных пресечь самовластье царя и злоупотребления помещиков. Новый император Александр I (1777-1825) в целом разделял эти взгляды, воспитанный Екатериной II, французом Лагарпом. Идеи эпохи Просвещения оказали известное влияние на Александра I. Царь стремился модернизировать социально экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения крестьянского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений.
    
         В правлении Александра I выделяют 2 основных этапа (запишите):
    1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг., о нем мы поговорим сегодня на уроке и выясним, почему он так назывался.
    2-й - период царствования Александра I - 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные,
    охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева
     
    -Ребята, давайте вспомним из курса обществознания, что значит либерализм, либеральный? Вспомните из курса обществознания.
    
    
    
    1. Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер,
    отменявших те распоряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные
    Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена "тайная экспедиция" и т.п.
    
    Основные либеральные меры Александра I(1801-1825):
    
    1. 1809 г. – отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь; 
    2. упразднение «Тайной экспедиции»;
    3. смягчение цензуры;
    4. свободный выезд за границу;
    5. организация Императорского Человеколюбивого Общества – 1802 г. для воспитания сирот, попечения о больных и бедных;
    6. указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г.;
    7. запрещение публикации в прессе объявлений о продажи крестьян.
    
          Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально-экономического и политического характера. В правящих кругах существовали различные группировки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем. "Молодые друзья" императора (П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский), образовав так называемый Негласный комитет (как эпицентр либерализма), в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию. 
    
    Александр I принял меры по изменению состояния крепостного крестьянства.
    -Давайте запишем, в 1803 г. 20 февраля появился указ «О вольных хлебопашцах» (см. приложения).
    У вас на столах есть текст данного указа. Вам дается 2 мин., чтобы прочитать документ и ответить на следующие вопросы:
    1. Каковы условия освобождения крестьян по этому указу?
    2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения?
    3. Каково отношение освобожденных крестьян к земле?
    4. Каковы права и обязанности вольных хлебопашцев?
    5. В чем положительные и отрицательные моменты этого указа?  
    
    В целом, результаты указа были незначительными. За время царствования Александра I на волю выкуплено 47 тыс. душ крестьян мужского пола, т.е. менее 0,5%  всех крепостных. Одной из причин этого было не только нежелание помещиков отпускать на волю крепостных, но и большой размер выкупа, непосильный большинству крестьян. Значительно более решительными были меры по реорганизации системы государственного управления. 
    2. Существовавшая на тот момент система государственного центрального управления была создана Петром I и просуществовала весь XVIII в. Принцип коллегиального управления уже изжил себя.
    
    ЗАПИШИТЕ, пожалуйста, в 1802 г. 12 коллегий были заменены 8 министерствами (Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Министерство полиции, Министерство финансов, Министерство народного просвещения, Министерство внутренних дел и др.)
    -Какое из этих министерств не имело аналогов в предыдущей системе управления?
    -В чем состоит главное отличие министерств от прежних коллегий?
    
    3. Проект М.М. Сперанского.
     Для проведения полномасштабной реформы системы управления Александр I пригласил М.М. Сперанского
    
    После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля
    М.М.Сперанского (1772-1839) – запишете, пожалуйста, одного из ближайших советников Александра I. В 1809 г. М.М.Сперанский составил "Введение к Уложению государственных законов", в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. 
    ЗАПИШЕМ: (схема на доске) В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей;
    предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал, ЗАПИСЫВАЕМ, пожалуйста:
    
    
    
    ГОС. ВЛАСТЬ
    
    
    
    Законодательная           исполнительная            судебная
    
    
    1.Законодательная власть - государственная дума   представительный орган  (на манер парламента). 
    Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права М.М.Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам "среднего состояния" (купечеству, государственным крестьянам и т.п.).
    2.  Исполнительная власть  - министерства.
    3. Судебная власть – высшая судебная инстанция Сенат. 
    Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.
    ЗАПИШЕМ: 1810г. – Государственный Совет – законосовещательный орган (единственная реализованная мера Сперанского).
    
    Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не
    предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда. Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев
    империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде
    была изложена выдающимся русским историком Н.М.Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811), которая адресовалась Александру I. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии.
    
    В 1811 г. вступило в силу "Общее учреждение министерств", подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование). Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.
    
    
    ВЫВОД:
    Таким образом, попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах. В целом реформы первых лет александровского царствования не внесли сколько-нибудь крупных перемен в жизнь страны. Важнейшие задачи по освобождению крестьян и организации представительной системы власти реализованы не были. Среди причин этих неудач: Александр I пришел к власти «на крови» путем убийства собственного отца; в своем правлении он больше тяготел к внешней политике; Россия не была готова к преобразованиям, еще существовали пережитки прошлого (например, «круговая порука»).   Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях. 
    Ученики записывают тему урока в своих тетрадях
    
    
    
    
    Ответ ученика:
    «Конфессия – это определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение.
    
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ ученика:
    «Бюрократия (от греч.) – власть канцелярий». 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ ученика:
    «Круговая порука».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики делают записи в тетради.
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ ученика:
    «Либерализм – направление в политике (17-18 вв.), противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы  личности. Либеральный – свободный.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики делают записи в тетрадях.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответы учащихся:
    1. Желание помещика; освобождение крестьян с землей;
    
    
    
    
    2. Они могли составить особое сословие свободных землепашцев, перейти в сословие государственных крестьян и купцов, мещан;
    
    3. С небольшими ограничениями они владели землей на правах частной собственности;
    
    
    
    4.Они должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность; 
    
    
    
    5. Этот указ впервые сделал возможным и, как бы призвал помещиков, к освобождению крестьян. К тому же освободить крестьян можно было только с землей, что обеспечивало и экономическую самостоятельность. Однако  освобождение крестьян оставлялось на полное усмотрение помещика и не было обязанностью.
    
    
    
    Ученики записывают дату.
    V. Рефлексия
    
     Задание 23. (ЕГЭ) В на­ча­ле XIX в. с про­грам­мой ре­форм вы­сту­пил М.М. Спе­ран­ский. Он пред­ла­гал осу­ще­ствить прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, со­здать Го­су­дар­ствен­ную думу и Го­су­дар­ствен­ный совет, про­ве­сти дру­гие пре­об­ра­зо­ва­ния.
    Объ­яс­ни­те, по­че­му про­грам­ма Спе­ран­ско­го не была ре­а­ли­зо­ва­на (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).
    
    Ответы учеников:
    
    
    VI. Объяснение Д/З
    
    домашнее задание – параграф 21,  учить записи в тетради, вопросы после параграфа.
    Учащиеся записывают Д/З.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1.
    Великая Французская революция
    I вариант
    1 задание. Тест 
    
    1. Веком Просвещения называют:
    	1) XVI в.;    	         2) XVII в.;	             3) XVIII в.;                4) XIX в.
    
    2. Выберите имя просветителя:
    	1) Лойола;		2) Монтескье;                  	3) Кальвин;	                4) Кромвель.
    
    3. Причина Великой французской революции:
    	1) запреты на торговлю с Англией и английскими колониями;	
    	2) подчинение парламента королю;                            3) абсолютная власть короля;
    	4) национальный гнет.
    
    4. Начало Великой французской революции связывают:
    1) с взятием парижанами Бастилии;				2) с созданием республики;
    3) с принятием Декларации прав человека и гражданина;	4) с казнью Людовика XVI.
    
    5. Великую французскую революцию пытались подавить войска:
    	1) США, Англии;			2) России, США;
    3) Испании, Швеции;		4) Пруссии, Австрии.
    
    6. Французскую королеву, казненную во время революции, звали:
    	1) Мария;	   2) Мария Антуанетта;	     3) Елизавета;		4) Генриетта Мария.
    
    7. В период якобинской диктатуры произошло:
    	1) провозглашение республики;			     2) начало революционных войн;
    	3) начало египетской экспедиции Наполеона;	     4) введение максимума цен.
    
    8. Выберите имя якобинца:
    	1) Дидро;	       2) Руссо;        	3) Дантон;		4) Альба.
    
    9. Причина краха якобинской диктатуры:
    	1) отмена максимума цен;					2) ликвидация монархии;
    	3) недовольство народа неослабевающим террором;	4) казнь короля.
    
    10. В результате термидорианского переворота:
    	1) начался террор против якобинцев;	               2) ввели максимум цен;
    3) восстановили монархию;		                4) приняли закон о «подозрительных».
    
    11. Значение Великой французской революции:
    	1) идеи революции повлияли на развитие Европы;
    	2) революция оказала влияние только на развитие Франции;
    	3) революция ограничила развитие капиталистического хозяйства;
    	4) революция не сопровождалась значительными человеческими жертвами.
    
    2 задание
    
    1. Сопоставьте:
    1) принятие первой Конституции Франции;			а) 1789 г.;
    2) казнь короля;							б) 1791 г.;
    3) взятие Бастилии восставшими парижанами;			в) 1792 г.;
    4) установление республики;					г) 1793 г.;
    									д) 1794 г.
    2. Как называется произведение, ставшее гимном французской революции?_____________
    
    3. Как звали издателя газеты, прозванного Другом народа, убитого дворянкой Шарлоттой Корде?_______________________________________________________________________
    
    4.  Определите, о ком из деятелей французской революции идёт речь.
    
    В результате упорной работы над собой, воодушевленный высокой целью, он из заурядного адвоката превратился в красноречивого оратора, государственного деятеля, прозорливого политика. Осуществление своих представлений о республике, о революции, о нравственности он считал священным долгом человечества. Этот человек не знал пощады и снисхождения к своим оппонентам.
    Его мощь заключалась в упорстве, его сила - в непреклонности: диктатура стала для него смыслом и формой жизни. Но чем беспощаднее он властвовал, тем большее недовольство вызывал. Он восстановил против себя всех: одних тем, что послал на эшафот жирондистов, других тем, что бросил в корзину гильотины головы крайних радикалов. Комитет общественного спасения не устраивало то, что он угрожал благополучию его членов; честолюбцы считали, что он закрывает им путь к вершинам власти. 9 термидора, когда он собирался произнести речь на заседании Конвента, ему не дали говорить. В 6 часов вечера в тот день все уже было решено: его отправили в тюрьму, а через день - на эшафот.________________________________________________________
    
    Великая Французская революция
    II вариант
    1 задание. Тест. 
    
    1. Веком Просвещения называют:
    	1) XVI в.;	        2) XVII в.;	               3) XVIII в.;	                 4) XIX в.
    
    2. Выберите имя просветителя:
    1) Марат;	   2) Вольтер;         	3) Гиз;	        	4) Дрейк.
    
    3. Причина Великой французской революции:
    	1) национальный гнет;                              2) подчинение парламента королю;
    	3) запреты на торговлю с Англией и английскими колониями;
    	4) привилегии первого и второго сословия, бесправие третьего сословия.
    
    4. Собрание представителей трех сословий во Франции называлось:
    	1) кортесы;    	      2) сейм;	         3) Генеральные штаты;	            4) Земский собор.
    
    5. Великую французскую революцию пытались подавить войска:
    	1) России, США;			2) Пруссии, Австрии;
    3) Испании, Швеции;		4) США, Англии.
    
    6. Французского короля, казненного во время революции, звали:
    	1) Людовик XIV;	     2) Людовик XV;	             3) Людовик XVI;	          4) Карл I.
    
    7. В период якобинской диктатуры произошло:
    	1) создание Директории;				2) поход на Версаль;
    3) введение революционного террора;		4) ликвидация монархии.
    
    8. Выберите имя якобинца:
    	1) Нельсон;	          2) Робеспьер; 	          3) Талейран;	        4) Мирабо.
    
    9. Причина краха якобинской диктатуры:
    	1) поражения Франции в войнах;		            2) казнь короля;
    	3) захват власти Наполеоном;		           4) раскол среди якобинцев.
    
    10. В результате термидорианского переворота:
    1) отменили ограничения в торговле;	             2) ввели максимум заработной платы;
    3) отменили феодальные повинности;	             4) приняли первую Конституцию.
    
    11. Значение Великой французской революции:
    	1) ликвидация феодально-абсолютистских порядков;
    	2) впервые в истории женщины получили избирательные права;
    	3) революция ограничила развитие капиталистического хозяйства;
    	4) революция оказала влияние только на развитие Франции.
    
    2 задание
    
    1. Сопоставьте:
    1) принятие Декларации прав человека и гражданина;			а) 1789 г.;
    2) приход к власти якобинцев;						б) 1791 г.;
    3) принятие первой Конституции Франции;				в) 1792 г.;
    4) термидорианский переворот;						г) 1793 г.;
    										д) 1794 г.
    
    2. Как называется закон, который предписывал содержать в тюрьме всех сочувствующих дореволюционным порядкам?____________________________________________________
    
    3. Как звали генерала, командовавшего французской армией при завоевании Северной Италии и Египта?______________________________________________________________
    
    4. Определите, о ком из деятелей французской революции идёт речь.
    Этот человек был одним из наиболее популярных в народе якобинцев; его называли Другом народа. Этой чести он был удостоен за энергичную защиту дела революции на страницах одноименной газеты. Журналистом он стал в годы революции; ранее он был врачом и ученым.
    Он настаивал на углублении революции, клеймил известных руководителей Учредительного собрания как предателей. Критикуя аристократию и феодальные порядки, он был убежден, что обществом должен управлять диктатор. Главным средством углубления революции он считал террор. При этом он полагал невозможным ликвидировать социальное неравенство, выступая против политики Парижской коммуны.
    13 июля 1793 г. он был убит.____________________________________________________
    
    
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx