Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

57 Внешняя политика России и Отечественная война 1812 г. (Говоров С.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания) Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России: XVII-XIX века. ч. II. 10 кл. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013, 11-е изд.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Базовый
    Тема урока Внешняя политика России и Отечественная война 1812 г.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2
    Место урока в системе уроков по теме 1-2
    Цель урока Формирование у учащихся представления об Отечественной войне 1812 года как одном из  славных события отечественной истории 
    Задачи урока 
    образовательная:  формирование представление учащихся о внешней политике императора Александра I, причинах войны 1812 года, силах, планах сторон, характере войны, её основных этапах и итогах, о решениях Венского конгресса;
    развивающая:  совершенствование навыков речи, умения работать с картой; работать в группе, с текстом документа;
    воспитательная: способствовать патриотическому воспитанию старшеклассников на примерах массового героизма, подвигов, самопожертвования, прояв­ленных российским народом в годы Отечественной войны 1812 г.
    Планируемые результаты Учащиеся должны: 
    раскрывать значение основных сражений на общий ход войны; располагать изучаемы события в хронологической последовательности; систематизировать информацию об исторических событиях войны;
    устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений; понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения; давать последовательный и логически выстроенный ответ на заданный вопрос; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
    проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспринимать историю как способ понимания современности; признавать право другого человека на иное мнение.
    Техническое обеспечение урока Компьютер, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация опорных знаний по теме «Первые годы правления Александра I»
    На прошлом уроке мы с вами изучили тему “Первые годы правления Александра 1”, давайте вспомним ее основные моменты. 
    1. Перечислите основные направления первых преобразований Александра 1.
    2. Каковы были последствия и результаты данных преобразований.
    3. Назовите основные положения проекта М.М. Сперанского. Что из этого проекта было реализовано?
    III Изучение нового материала.
    План 
    1. Основные направления внешней политике России накануне Отечественной войны 1812 г., причины войны.
    2. Вторжение армии Наполеона в Россию.
    3. Бородинское сражение. 
    4. Совет в Филях и оставление Москвы.
    5. Партизанское движение.
    6. Отступление и гибель “Великой армии”
    7. Заграничный поход и Венский конгресс.
    8. Закрепление изученного материала.
    Вступительное слово учителя: 
    В 1805 г. в Европе сформировалась третья антифранцузская коалиция. Целью коалиции являлось установление в Европе такого порядка, который бы не позволил Франции производить дальнейшие захваты и угрожать независимости соседних государств. Однако военные действия союзников против Наполеона не были успешными.
    2 декабря 1805 г. сражение под Аустерлицем (слайд 2)
    Июнь 1807 г. сражение под Фридландом. (слайд 3)
    В обеих битвах русская армия потерпела сокрушительное поражение. Французские войска в итоге вышли к реке Неман, западная граница России и остановилась у местечка Тильзит.
    Военное поражение и опасность вторжения Наполеона на территорию России вынудили Александра 1 подписать Тильзитский мирный договор (1807 г.), по условиям которого Россия:  (слайд 4)
    1. признала все завоевания Наполеона;
    2. обязывалась вступить в войну против Англии; 
    3. была вынуждена присоединиться к “континентальной блокаде”. 
    Договоренности в Тильзите открывали для России возможность благополучного завершения затянувшейся борьбы с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией. Эти направления и стали главными во внешней политике России. 
    Сообщение учащихся о войнах России начала XIX века (учащиеся готовили сообщения заранее):
    война со Швецией (слайд 5)
    русско-турецкая война (слайд 6)
    война с Ираном (слайд 7)
    Тильзитский мир развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях, что неизбежно вело к обострению противоречий между ними. 
    Задание всем учащимся: 
    Подведите итоги внешней политики России в начале века (Запись в тетрадь)
    1. 2 декабря 1805 г. - сражение под Аустерлицем
    2. Июнь 1807 г. - сражение под Фридландом.
    3. 1807г. - Тильзитский мирный договор.
    4. 1808-1809. - война со Швецией.
    5. 1806-1812 - русско-турецкая война.
    6. 1804-1813 - война с Ираном
    7. Почему война между Францией и Россией становились неизбежной?
    Несмотря на континентальную блокаду Англии, к которой присоединилась Россия, последней было невыгодно прекратить торговлю и русские корабли нелегально нарушали условия блокады. Наполеон знал об этом и понимал, что его путь к мировому господству теперь зависит от позиции России.
    В России тоже понимали, что заключение мира с Францией – лишь временная передышка перед новым военным столкновением. Весной 1812 года Наполеон завершил подготовку к вторжению, сосредоточив на пограничной реке Неман около 640 тыс. солдат. (слайд 8)
    Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.
    Изложение материала учителем, работа по карте
    В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года. (Показ на карте “Нашествие Наполеона на Россию”, слайд 9)
    В поход на Россию шла “вся Европа”: французы составляли только половину “Великой армии”, остальная ее часть – это поляки, немцы, австрийцы и др. Против Наполеона Россия могла выставить чуть более 300 тыс. солдат, которые должны были оборонять западную границу протяженностью в 600 верст.
    Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.
    Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев. (Слайды 10-11). Главнокомандующим был военный министр Барклай де Толли.
    В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственный образ действия – любой ценой сохранить войска, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армии.
    Задание учащимся.
    Давайте еще раз вспомним, кто возглавлял эти армии, посмотрев на карту?
    Первоначально они должны были соединиться в районе Витебска. Однако лишь во второй половине июля встретились в Смоленске. (Слайд 12)
    Как вы думаете, почему план соединения армий был сорван?
    4-5 августа дали здесь бой настигшему их Наполеону. Отбив атаки противника, русские войска покинули горящий город, продолжая отступать.
    Вскоре Александр назначил главнокомандующего Кутузова (Слайд 13)
    Как вы думаете, почему?
    Вступив в командование армией объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верны, и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110 км от столице, неподалеку от села Бородина, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
    26 августа 1812 г. Бородинское сражение. (слайд 14)
    В 6 утра началось крупнейшее сражение. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить путь к Москве. (Слайд 15)
    Самые ожесточенные бои развернулись вначале на Багратионовских флешах. Они длились 6 часов при непрерывном огне. Флеши были захвачены противником лишь в середине дня. Был смертельно ранен Багратион. Не менее упорное сопротивление происходило и на батарее Раевского. Здесь русские герои штыковыми ударами отбрасывали противника несколько раз. И лишь к концу дня французом удалось захватить центральную батарею. Вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. И Кутузов отдал приказ отступать к Москве. (Слайд 16)
    Несмотря на невидимый успех неприятеля, фактически сражения не принесло победы ни одной стороне. Французы потеряли 60 тыс., русские 44 тыс. (Слайд 17)
    Работа с документами. Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:
     Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает ученик: 
    Письмо Кутузова жене.
    “А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.
    Письмо Наполеона жене.
    “Мон шарами, спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.
    Задание учащимся
    Признал ли кто-нибудь из главнокомандующих себя побежденным по итогам Бородинского сражения?
    Выскажите свое мнение: была ли победа на чьей-либо стороне или позиции обоих сторон остались такими же, как в начале сражения?
    Изложение материала учителем
    1 сентября в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы. (Слайд 18)
    Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия!
    Задание учащимся.
    Как вы думаете, было ли решение Кутузова правильным?
    Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне.
    Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу...” 
    Изложение материала учителем.
    Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.
    Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан. (Слайд 19)
    Пребывая в Москве в течение месяца, Наполеон понимал свою обреченность. Он трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил.
    В преддверии зимы решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. 6 октября французы покинули Москву, но на пути их встретила окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу (карта, слайды 20-22)
    Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стало еще одним бедствием для французов. При переправе через р. Березину Наполеон потерял еще 30 тыс. воинов. (слайд 23)
    В конце декабря 1812 генерал - фельдмаршал Кутузов докладывал царю, что война окончилась за полным истреблением неприятеля. 25 декабря царь издает манифест об изгнании врага из России и окончании войны. 
    Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.
    Чтение учащимися с. 122-124 учебника.
    Задание учащимся:
    В чём была суть спора о продолжении боевых действий Рос­сии против Наполеона после изгнания захватчиков с территории нашей страны?
    Как вы думаете, какие цели были у Александра в ходе заграничного похода?
    Перечислите решения Венского конгресса. Дайте им оценку (запись в тетрадь)
    Выступление учащегося с сообщением «Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года»
    Задание учащимся по прослушанному сообщению:
    1. Какие оренбургские полки участвовали в Бородинском сражении? Как они повлияли на исход Бородинской битвы7
    2. Оцените вклад населения Оренбургской губернии в победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В чем он выразился конкретно?
    Учащимся предлагается определить итоги войны 1812 г. и Заграничного похода. Обобщая ответы учащихся, учи­тель отмечает:
    в ходе войны погибли десятки тысяч людей, большой урон понесли русская экономика и культура;
    война сплотила русское общество, вызвала подъем национального самосознания;
    развивалось общественное движение и обществен­ная мысль, в том числе оппозиционная (декабристы на­зывали себя «детьми 1812 года»);
    победа укрепила правящие круги страны в мысли о прочности и даже превосходстве общественного строя России, а следовательно, ненужности преобразований и тем самым усилила консервативную тенденцию во вну­тренней политике;
    вырос международный авторитет России, она прев­ратилась в мощную военную державу;
    расширилась территория России за счет присоеди­нения Польши, увеличилось население.
    Закрепление изученного  материала.
    Выполнение заданий.
    Каждое задание оценивается определенной суммой баллов: 5,4, 3, 2, 1.
    Чтобы получить оценку 5, нужно набрать 10 баллов. Для этого вы можете выполнить два задания по 5 баллов или несколько заданий, имеющих меньшую ценность. Выбор за вами.
    1) Хорошо известны высказывания о Москве М.И. Кутузова и Наполеона I:
    «...заняв Москву, я поражу Россию в самое сердце».
    «С потерянием Москвы не потеряна еще Россия, но когда унич­тожится...».
    Задание. Вы без труда определили, кому какое высказывание при­надлежит. Какое начало предшествовало первому высказыванию и какая мысль завершает второе? Кто в итоге оказался прав? (Тот и другой. Ни тот ни другой.)	2 балла
    2) В постперестроечные годы в печати появились сведения о	том, что будто бы крепостные крестьяне в 1812 г. сражались на стороне Наполеона, а «дубина народной войны» — это литератур­ная версия Л.Н. Толстого. Обоснуйте свою позицию по этому вопросу 5 баллов
    3) Какие примеры исторического прошлого России (приведите три-четыре) могли вдохновлять защитников Родины на борьбу с за­воевателями в 1812 г.? 1 балл
    4) Что может связывать имена композитора С.С. Прокофьева, пи­сателя Л.Н. Толстого, современного режиссера П.Н. Фоменко, кино­режиссера С.Ф. Бондарчука? Продолжите перечень. 2 балла
    5) Война 1812 г. и наш регион. 5 баллов
    6) Сгруппируйте следующие имена, каждую группу озаглавьте: М.И. Кутузов, Александр I, Д.В. Давыдов, М. Ней, М.Б. Барклай-де- Толли, Наполеон Бонапарт, А.С. Фигнер, П.И. Багратион, В. Кожи­на, А.П. Ермолов, Г. Курин, Л. Даву, А.Н. Сеславин, А.П. Тормасов.
    7) У русского царя в чертогах есть палата.
    Она не золотом, не бархатом богата,
    Своею кистию свободной и широкой 
    Ее разрисовал художник быстроокий.
    Ни плясок, ни охот, а все плащи, да шпаги,
    Да лица, полные воинственной отваги.
    Толпою тесною художник поместил 
    Сюда начальников военных наших сил,
    Покрытых славою чудесного похода 
    И вечной памятью двенадцатого года.
    О каком памятнике войны 1812 г. идет речь в стихотворении? В каком городе он находится? В каком музее этого города? Кто из известных вам героев изображен на полотнах Галереи портретов? 4 балла
    8) Внимательно рассмотрите иллюстрации к § 12—13. Какие жан­ры русской культуры на них представлены? Если бы вам было пору­чено подобрать иллюстрации к данной теме, что бы вы предложили в дополнение к тому, что есть, и почему? 5 баллов
    9) Прочтите стихотворение современника войны 1812 г.
    Все истребилось, и сожглися 
    Гостиный двор и Арсенал,
    Сам Кремль с Китаем сотряслися,
    И сам Царь-колокол упал.
    Взорвались башни, сокрушились,
    Зубчаты стены развалились.
    Скатились с бойницы главы,
    Москва несчастная пылает,
    Москва горит двенадцать дней,
    Под шумным пламем истлевает 
    Несметное богатство в ней.
    Н.М. Шатров
    Каким настроением проникнуто стихотворение? Какими слова­ми это выражено? Можете ли достоверно сказать, кто автор этого стихотворения: житель Москвы? Иностранец? Участник событий? 3 балла
    10) Война 1812 г. существенно повлияла на историческую судьбу России:
    а) всколыхнула национальное самосознание;
    б) способствовала превращению России в «жандарма Европы»;
    в) усилила ее;
    г) ослабила;
    д) неверно все;
    е) все верно;
    ж) если у вас иной вариант ответа, то его следует обосновать. 1 балл
    11) Тайный союз против России 3 января 1815 г. заключили:
    а) Польша, Саксония, Франция;
    б) Англия, Франция, Австрия;
    в) Пруссия, Англия, Австрия;
    г) Франция, Пруссия, Австрия. 1 балл
    12) Священный союз европейских государств с самого начала су­ществования:
    а) способствовал стабилизации международных отношений;
    б) внес в европейскую практику новые гуманистические идеи;
    в) стал преградой на пути революционного экстремизма;
    г) был сильной наднациональной организацией, обеспечившей мирное разрешение всех международных конфликтов в тогдашнем мире. 1 балл
    Домашнее задание. П. 12-13, задания стр. 125
    Подведение итогов урока (совместно с учащимися)            
    Отечественная война 1812 года имела огромное историческое значение. Война пробудила чувства национального самосознания русского народа вызвала патриотический подъём в стране. Эта война носила народный характер, что проявилось в массовом героизме, формировании ополчения, действиях партизан. 
     

    Автор(ы): Говоров С. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку