Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

40 Народы России (Шатурова О.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История России
    Класс10
    УМК История России ХVII-ХIХв., А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, 2004 г.
    Уровень обучения  базовый
    Тема урока Народы России
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 9
    Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
    Задачи урока:
    -выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь». 
    -развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
    -воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.
    Планируемые результаты: определять субъективные и объективные факторы социальной политики властей России в ХVII в.; знать социальные движения в данный период; объяснять рост национальных движений на окраинах страны.
    Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Народы России », карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока
    План урока:
    1. Повторение пройденного.
    2. Изучение новой темы:
    народы Сибири (работа с контурной картой);
    освоение русскими Сибири;
    землепроходцы и их открытия (сообщения обучающихся).
    Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы».
    3 Подведение итогов урока.
    4 Домашнее задание.
    Ход урока:
    Оргмомент (1 – 2 мин)
    Мотивация на урок.
    Как можно чаще улыбайся. 
    И радость всем свою дари. 
    С улыбкой лёгкой просыпайся 
    От счастья в облаках пари.
    Жизнь так прекрасна, улыбайся. 
    И засмеётся мир с тобой. 
    Как можно чаще улыбайся. 
    Встречай улыбкой день любой.
    На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.
    Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание.
    Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых.
    Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал:
    Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти?
    Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?)
    Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась?
    Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ.
    3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде.
    Задание №1 
    По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол)
    Задание №2
    Тест 
    (-б; -в; -в; -а; -б; -а; -в; -б; -б; -а)
    Ход урока:
    Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке.
    Эпиграф.
    … Из века в век
    Шел крепкий русский человек
    На дальний север и восток
    Неудержимо, как поток…
    Он шел в безвестные края
    Пока в неведомой дали
    Он не пришел на край земли,
    Где было некуда идти
    Где поперек его пути,
    Одетый в бури и туман,
    Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни).
    Задачи урока состоят в том, чтобы выяснить
    какие народы населяли Сибирь;
    как шло освоение Сибири русскими;
    каково значение присоединения Сибири.
    Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России?
    Сибирь и ее народы.
    Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной.
    В Сибири проживали люди разных национальностей. 
    Работа с учебником и контурной картой. 
    Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.82 - 83 
    На контурной карте отметить места расселения народов Сибири.
    Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя.
    Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса)
    1. Освоение русскими Сибири.
    Когда началось проникновение русских в Сибирь?
    Сообщение ученика 
    XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь.
    Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства.
     1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям. 
    Фильм 4 минуты «Ермак покоритель Сибири»
    Учитель.
    XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.
    Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.
    На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.
    Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.
    Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.
    Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.
    Работа со словарем.
    Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина.
    Острог – небольшая деревянная крепость.
    Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.
    Землепроходцы и их открытия. 
    Сообщения учащихся, заполнение таблицы
    1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. 
    2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге
    3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски
    4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки.
    Закрепление нового материала
    Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы».
    Имя землепроходца или морехода 
    Когда начался поход 
    Открытие
    1. Иван Юрьевич Москвитин
    1639 год
    Выход к Тихому океану
    2. Василий Данилович Поярков
    1643 год
    Освоение земель по реке Амур
    3. Семен Иванович Дежнев
    1648 год
    Открытие пролива между Азией и Америкой
    4. Ерофей Павлович Хабаров
    1649 – 1653 годы
    Присоединение приамурских земель к России
    Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России? 
    Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
    Обучающиеся дополняют 
    Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
    Здесь появились: … (земледелие, города, торговля). 
    Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
    Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.
    Рефлексия
    - Урок мне понравился (не понравился).
    На уроке я узнал(а), что…
    Подведение итогов урока
    Домашнее задание: § 10 , определения учить.
    Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    http://ru.wikipedia.org
    http://slovari.yandex.ru
    
    Приложение.
    Карточка № 1
    ФИО__________________________
    1. Какое событие изображено? Назовите причины данного события. 
    
    Карточка № 2
    ФИО_________________________________________
    Обведите верный ответ. 
    1. Филарет был Михаилу Федоровичу:
    а) старшим братом;
    б) отцом;
    в) дядей.
    
    2. Церковный раскол связан с именем патриарха:
    а) Филарета;
    б) Гармогена;
    в) Никона.
    
    3. Соловецкое восстание в XVII веке было связано:
    а) с голодом;
    б) с интервенцией;
    в) с церковной реформой.
    
    4. Во главе церковной реформы XVII века стоял:
    а) Патриарх Никон;
    б) Протопоп Аввакум;
    в) Царь Алексей Михайлович.
    
    5. Складывание всероссийского рынка происходит:
    а) XV в.;
    б) XVII в.
    в) XVI в.
    
    6. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:
    а) Соборным уложением 1649 г.;
    б) Специальным указом 1581 г.;
    в) Судебником 1550 г. 
    
    7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:
    а) Широких родственных связей;
    б) своей родовитости;
    в) избрания на Земском Соборе.
    
    8. Представитель дома Романовых, ставший патриархом:
    а) Алексей;
    б) Федор;
    в) Гермоген.
    
    9. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум:
    а) Поднял восстание верующих;
    б) Был заживо сожжен в 1681 г.;
    в) Стал патриархом в 1666 г.
    
    10. «Соляной бунт» произошел в:
    а) 1648 г.;
    б) 1662 г.;
    в) 1653 г.
    Карточка № 3
    ФИО_________________________________________
    Заполните таблицу
    Имя землепроходца или морехода 
    Когда начался поход 
    Открытие
    1. Иван Юрьевич Москвитин
    2. Василий Данилович Поярков
    3. Семен Иванович Дежнев
    4. Ерофей Павлович Хабаров
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx