Название предмета История России Класс10 УМК История России ХVII-ХIХв., А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, 2004 г. Уровень обучения базовый Тема урока Народы России Общее количество часов, отведенное на изучение темы 9 Цель урока: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии. Задачи урока: -выявить какие слои населения двигались в Сибирь, их цели, результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь». -развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. -воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны. Планируемые результаты: определять субъективные и объективные факторы социальной политики властей России в ХVII в.; знать социальные движения в данный период; объяснять рост национальных движений на окраинах страны. Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Народы России », карта России в XVIIв., интерактивная доска, фонограмма: шум леса. Выставка книжной литературы. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока План урока: 1. Повторение пройденного. 2. Изучение новой темы: народы Сибири (работа с контурной картой); освоение русскими Сибири; землепроходцы и их открытия (сообщения обучающихся). Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы». 3 Подведение итогов урока. 4 Домашнее задание. Ход урока: Оргмомент (1 – 2 мин) Мотивация на урок. Как можно чаще улыбайся. И радость всем свою дари. С улыбкой лёгкой просыпайся От счастья в облаках пари. Жизнь так прекрасна, улыбайся. И засмеётся мир с тобой. Как можно чаще улыбайся. Встречай улыбкой день любой. На прошлом уроке мы узнали о внутренней и внешней политике Алексея Михайловича, а сегодня мы постараемся раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии. Семнадцатый век — один из самых бурных в истории России. Его называли «бунташным», так как в этом веке было много битв и восстаний: это соляный бунт, медный бунт, восстание Степана Разина, Соловецкое восстание. Но было много положительного: строительство новых городов, появление мануфактур, ярмарок. В 17 веке начала править династия Романовых. Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал: Какие изменения в жизни России в период правления Алексея Михайловича говорили об укреплении центральной власти? Работа со слайдом (на слайде изображен Алексей Михайлович, учащиеся угадывают и охарактеризовывают личность Алексея Михайловича. Насколько его личностные качества соответствовали той роли, которую он был призван сыграть в истории России?) Какую роль в жизни страны играла Русская православная Церковь? В каких сферах эта роль проявлялась? В чем она усиливалась? В чем ослаблялась? Почему была проведена церковная реформа? Каковы были её цели? Охарактеризуйте результаты реформ. 3 ученика работа с карточками (средний и слабый ученик), проверка на слайде. Задание №1 По иллюстрациям назвать событие и охарактеризовать причины. (Церковный раскол) Задание №2 Тест (-б; -в; -в; -а; -б; -а; -в; -б; -б; -а) Ход урока: Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами в 17 веке. Эпиграф. … Из века в век Шел крепкий русский человек На дальний север и восток Неудержимо, как поток… Он шел в безвестные края Пока в неведомой дали Он не пришел на край земли, Где было некуда идти Где поперек его пути, Одетый в бури и туман, Встал необъятный океан. (из старинной сибирской песни). Задачи урока состоят в том, чтобы выяснить какие народы населяли Сибирь; как шло освоение Сибири русскими; каково значение присоединения Сибири. Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России? Сибирь и ее народы. Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной. В Сибири проживали люди разных национальностей. Работа с учебником и контурной картой. Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.82 - 83 На контурной карте отметить места расселения народов Сибири. Проверка: на слайде выводится карта, ребята проверяют у себя. Физкультминутка (включить фонограмму: шум леса) 1. Освоение русскими Сибири. Когда началось проникновение русских в Сибирь? Сообщение ученика XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь. Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства. 1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям. Фильм 4 минуты «Ермак покоритель Сибири» Учитель. XVII век – служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь. Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли. На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем. Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами. Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск. Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно. Работа со словарем. Мягкая рухлядь – дорогой мех, пушнина. Острог – небольшая деревянная крепость. Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной. Землепроходцы и их открытия. Сообщения учащихся, заполнение таблицы 1. Иван Юрьевич Москвитин в 1639 году с казаками поплыли по реке Улье в Охотское море. Эвены показали казакам самый легкий переход через хребет Джугджур. Так русские вышли к Тихому океану. 2. Поход Василия Пояркова. В 1643 году казак Василий Данилович Поярков вышел с отрядом из Якутска. Цель похода: сбор ясака, поиск полезных ископаемых, новой «землицы» на юге 3. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев вышли на семи кочах по реке Колыме, обогнули материк и прошли проливом, отделяющим Азию от Америки. Сильный туман помешал им увидеть берега Аляски 4. В 1649 году Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек выступил из Якутска. Он совершил большой поход на Амур. Продвигаясь по Амуру, Хабаров изучал окружающую природу, составлял карты побережья реки. Закрепление нового материала Заполнение таблицы «Землепроходцы и мореходы». Имя землепроходца или морехода Когда начался поход Открытие 1. Иван Юрьевич Москвитин 1639 год Выход к Тихому океану 2. Василий Данилович Поярков 1643 год Освоение земель по реке Амур 3. Семен Иванович Дежнев 1648 год Открытие пролива между Азией и Америкой 4. Ерофей Павлович Хабаров 1649 – 1653 годы Присоединение приамурских земель к России Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России? Присоединение Сибири к России имело историческое значение. Обучающиеся дополняют Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака). Здесь появились: … (земледелие, города, торговля). Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами). Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”. Рефлексия - Урок мне понравился (не понравился). На уроке я узнал(а), что… Подведение итогов урока Домашнее задание: § 10 , определения учить. Подготовить сообщение о Владимире Васильевиче Атласове. Где ласкою и приветом, где с боями он присоединил к России новые территории. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) http://ru.wikipedia.org http://slovari.yandex.ru Приложение. Карточка № 1 ФИО__________________________ 1. Какое событие изображено? Назовите причины данного события. Карточка № 2 ФИО_________________________________________ Обведите верный ответ. 1. Филарет был Михаилу Федоровичу: а) старшим братом; б) отцом; в) дядей. 2. Церковный раскол связан с именем патриарха: а) Филарета; б) Гармогена; в) Никона. 3. Соловецкое восстание в XVII веке было связано: а) с голодом; б) с интервенцией; в) с церковной реформой. 4. Во главе церковной реформы XVII века стоял: а) Патриарх Никон; б) Протопоп Аввакум; в) Царь Алексей Михайлович. 5. Складывание всероссийского рынка происходит: а) XV в.; б) XVII в. в) XVI в. 6. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен: а) Соборным уложением 1649 г.; б) Специальным указом 1581 г.; в) Судебником 1550 г. 7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате: а) Широких родственных связей; б) своей родовитости; в) избрания на Земском Соборе. 8. Представитель дома Романовых, ставший патриархом: а) Алексей; б) Федор; в) Гермоген. 9. Идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум: а) Поднял восстание верующих; б) Был заживо сожжен в 1681 г.; в) Стал патриархом в 1666 г. 10. «Соляной бунт» произошел в: а) 1648 г.; б) 1662 г.; в) 1653 г. Карточка № 3 ФИО_________________________________________ Заполните таблицу Имя землепроходца или морехода Когда начался поход Открытие 1. Иван Юрьевич Москвитин 2. Василий Данилович Поярков 3. Семен Иванович Дежнев 4. Ерофей Павлович Хабаров
Автор(ы): Шатурова О. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx