Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

31 Начало смуты

Текст урока

  • Конспект (Теняков О. Я.)

     История. 
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Начало смуты.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Тип урока: Урок изучения нового материала.
    Цели урока:
    Дать представление о состоянии России после смерти Ивана Грозного, охарактеризовать политику Бориса Годунова, определить причины Смуты.
    Задачи:
    на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;
     узнать отношение различных слоев к этому явлению;  уметь выделять основные периоды Смуты; 
    совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами. 
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики эпохи; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
    Оборудование урока: учебник – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004., для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, портреты исторических личностей периода Смуты, “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся.
    План урока.
    1.Формулировка определения термина «Смута»
    2. Выявить причины смуты.
    3. правители эпохи «Смуты»
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент
    2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся на изучение темы урока. 
    (Вступительное слово учителя, включающее  презентацию.Информация о форме проведения урока: поясняются задания, способ оформления ответов, сообщаются критерии оценки).
    3.Изучение нового материала. Работа с текстом учебник и историческими документами.
    4. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем уровне. 
    5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    7. Подведение итогов урока.
    Ход урока.
    1. Организационный момент
    2. 1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся на изучение темы урока. 
    (Учитель с опорой на презентацию сообщает тему урока. поясняются задания, способ оформления ответов, сообщаются критерии оценки. Учащиеся записывают тему в тетрадях).
    В начале урока предлагается заполнить таблицу: «Верно или нет утверждение», - к которой учащиеся вернутся   и в конце занятия, для сравнения (индивидуальная самостоятельная работа по карточкам). (Приложения №1)
    
    УТВЕРЖДЕНИЯ
    В НАЧВАЛЕ ЗАНЯТИЯ
    В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ
    1. Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей.
    
    
    2. Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием.
    
    
    3. Король Польши помогал Лжедмитрию I своими войсками.
    
    
    4. Лжедмитрия I называли «тушинским вором».
    
    
    5. Следующим после Лжедмитрия правителем страны стал Василий Шуйский.
    
    
    6. Женой обоих самозванцев была полячка Марина Мнишек.
    
    
    7. Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава.
    
    
    8. Народное ополчение против польских войск возглавили К.Минин и Д.Пожарский.
    
    
    9. Смута закончилась избранием на престол Михаила Романова. 
    
    
    10. Михаил Романов являлся родственником последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича.
    
    
    
    2.2. Подготовка к восприятию новой темы с использованием презентации.(сл-1-2)
    Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII века в русской истории получило название Смута. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях.
    Задание 1. Составить определение термина- Смута и записать определение втетрадь(индивидуальная  самостоятельная работа с текстом учебника с.-5).
    Постановка проблемного вопроса. Как России удалось избежать национальной катастрофы? (сл- 3)
    3. Изучение нового материала.
    3.1. Работа с текстом учебник и историческими документами.
    Задание 2. Выявить причины Смуты. Заполнить таблицу(сл-4).
     (Организация работы по группам. Чтение и анализ текста учебника, исторического докмента)
    1группа. Политические причины Смуты.(учебник стр.-5-8)
    2 группа. Социально экономические причины Смуты.( учебник стр.-8-9)
    3 группа. Нравственные причины Смуты.(Приложение №2)
    3.2 Первичная проверка понимания, выполнения задания. 
    Зашита групповых работ в устной форме. 
    3.3 Обобщение полученной информации.
    Заполнение таблицы (сл-5) под комментарий учеников из каждой группы.
    Далее учитель предлагает периодизацию Смутного времени (сл-8-9) используя словесный и наглядный метод.
    3.4 Задание 3. Дать характеристику правителям Смутного времени, используя вопросы сравнения (сл-10). Организация работы по группам используя  материал учебника, параграфа 1.
    3.5 Первичная проверка понимания, выполнения задания. Заслушиваются устные ответы учащихся. 
    3.6 Обобщение полученной информации. Заполнении таблицы(сл-11) под комментарий учеников из каждой группы..
    4. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем уровне. 
    Дискуссия при аргументации выбранной учащимися точки зрения на проблему.
    Выберите из приведенных ниже цитат ту, которая, по вашему мнению, лучше всего передает смысл и значение темы «Смутное время в России» или части данной темы, характеризует ее.  Поясните свой выбор. 
    1). Вселенский опыт говорит, что погибают царства
    Не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
    А погибают оттого, что люди царства своего
    Не уважают больше. (Булат Окуджава)
    2). Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима. (Наполеон I)
    3). Пока у власти стоит бессилие, царит повсюду одно насилие. 
    4). Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
    									(Н. Макиавелли)
    Работа с утверждения данными учащимся в начале урока. (Приложение 1)
    Обобщение итогов Смуты.(сл-12)
    Возврат проблемного вопроса. Как России удалось избежать национальной катастрофы? (сл- 3)
    5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Оценки за работу на уроке.
     6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание. §1, стр. 15 вопросы 1-8, проект отражение событий смуты в культуре(сл-12). 
    7. Подведение итогов урока.
    
    Список литературы:
    1. Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993
    2. А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: АСТ, 1996
    3. А.П.Павлов. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). –Спб.: Наука, 1992
    4. В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. – М.: Мысль, 1996.
    5. С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1990.
    6. А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004.
    Приложения.
    Приложение 1.
    УТВЕРЖДЕНИЯ
    В НАЧВАЛЕ ЗАНЯТИЯ
    В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ
    1. Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей.
    
    
    2. Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием.
    
    
    3. Король Польши помогал Лжедмитрию I своими войсками.
    
    
    4. Лжедмитрия I называли «тушинским вором».
    
    
    5. Следующим после Лжедмитрия правителем страны стал Василий Шуйский.
    
    
    6. Женой обоих самозванцев была полячка Марина Мнишек.
    
    
    7. Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава.
    
    
    8. Народное ополчение против польских войск возглавили К.Минин и Д.Пожарский.
    
    
    9. Смута закончилась избранием на престол Михаила Романова. 
    
    
    10. Михаил Романов являлся родственником последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича.
    
    
    
    Приложение 2.
    Из сочинения историка В.О. Ключевского.
    “...Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...”
    Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. 
    В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса из-за пресечения правящей династии Рюриковичей. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы.
    С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки. Таким образом, мы видим несколько точек зрения на одно историческое событие.
    
    Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. 
    С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества.
     В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. 
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Теняков О. Я.).docx
  • Конспект (Шатурова О.В.)

     Название предмета История России 
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004.
    Уровень обучения  базовый
    Тема урока: Начало Смуты
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 9
    Цель урока: раскрыть роль и определить место Смуты в российской истории
    Задачи урока:
     -повторить  материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже ХVI-ХVII вв.;
    -определить причины Смуты;
    -охарактеризовать политику Б.Годунова.
    Планируемые результат: выявить предпосылки Смуты, последствия и историческое значение; анализировать варианты развития страны в период Смуты; характеризовать главные итоги и уроки Смуты.
    Техническое обеспечение урока: карта «Россия в конце ХVI- начале ХVII вв.», раздаточный материал, иллюстрации.
    Содержание урока
    План урока
    1.Причины Смуты
    2.Борис Годунов.
    3. Лжедмитрий I
    Ход урока:
    Постановка проблемы.
    - Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?
    - Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?  
       По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.
    Часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Сл.3)
    Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)
    Работа с учебником
    - Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но  этих спокойных лет не было»
    Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из  § 1.(сл.4)
    Работа с документом. ( «Итоговый контроль»,с.74)
    Из труда историка Н. М. Карамзина:
    «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, что бы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профес соров и докторов... Сие важное намерение не исполни лось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
    Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злопо лучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истре блением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»
    С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцаре ния?
    С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.
    СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объ ясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоре чивую память. Приведите не менее двух объяснений.
    Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова , основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.
    Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(сл.5)
    Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I
    - Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»
    Выполняем задание( В4 с.54).(сл.6)
    Прочтите отрывок из сочинения историка и напиши те название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица.
    «Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и са поги на огромных каблуках».
    - Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?
    - Чем закончилось его правление?
    Закрепление. Дискуссионное задание.(сл.7)
    - Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?
    - Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.
    Домашнее задание(сл.8): §1, задание 3,5,7.(письменно)
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
    2.Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Шатурова О.В.).doc