Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

22 Хозяйство, власть, Церковь в XV в. (Лемешкина Е. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Хозяйство, власть, Церковь в XV в.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 18
    Цели урока: Охарактеризовать особенности хозяйственного уклада России в 15в. Раскрыть причины противоречий между властью и церковью, дать характеристику еретическим.	
    Задачи: Образовательные: дать представление о хозяйственном укладе страны, подвести к пониманию причин противоречий между властью и Церковью, показать особенности ереси в России.
    Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, развитие познавательной активности учащихся, активизация логического мышления, развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты.
    Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма; развитие у школьников интереса к истории своей страны.
    Планируемые результаты: 
    Предметные. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов. Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. 
    Метапредметные. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
    Личностные. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
    Тип урока: комбинированный.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор.
    Содержание урока:
    I. Организационный момент.
    - приветствие
    - проверка присутствующих учеников на уроке.
    II. Актуализация знаний
    Фронтальный опрос учащихся .
    III. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
    1)Крестьянство, города, ремесла, торговля
    Учитель: К сожалению, у нас нет машины времени, но мы с вами всё таки попробуем окунуться в эпоху XV века, представить себя крестьянином в ту эпоху, или ремесленником, а может купцом, т.е в форме ролевой игры. Работа в творческих  группах: 
    1 группа: Крестьяне.
    2 группа: Горожане.
    З группа: Ремесленники.
    4 группа: Купцы.
    Работая с текстом параграфа, найти информацию (какие изменения произошли, с какими проблемами столкнулись) по своей социальной группе.   
    Ответы учащихся.
    2) Церковь и Власть
    Учитель: Русская Православная Церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы. Церковь получала новые земельные владения, налоговые льготы, вклады деньгами и дорогими вещами. Авторитет Церкви вырос после падения Константинополя, Церковь стала автокефальной (самостоятельной), самой крупной и богатой в Евразии. По мере укрепления государственной власти стало возникать определенного рода противостояние. Почему? Работа с учебником, индивидуальная.
    Ответы учащихся: Великие князья Иван III и Василий III не хотели мириться с независимостью и особым положением Церкви в государстве. Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот, ограничено расширение земельных владений
    3)Церковь и еретики
    Учитель: В конце XIV – начале XV в. на Русь через торговые города Новгород и Псков начинаю проникать еретические учения. Вспомните, что такое ересь, еретики? 
    Учащиеся: Ериси –особое вероучение. (отклонение)
    Самыми крупными были стригольники и жидовствующие. Чтобы узнать подробнее  о них заполните таблицу 
    
    Ересь
    Период существования
    Центр распространения
    Главная идея
    Отношение власти к ним
    
     
     
     
    
    
     
     
     
    
    
     
     
     
    
    
     
     
     
    
    
    Проверка выполненного задания.
    4) Василий III
    Учитель: Василий III продолжал начатое Иваном III создание централизованного Русского государства. Территория Московского княжества за время его правления значительно увеличилась (Псков, Рязань).
    Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр считались холопами великого государя. Воля государя считалась волей Бога. Во времена противостояния с врагами народ сплотился вокруг Великого государя. И простой народ, и знатные люди считали, что все, что у них есть они имеют благодаря воле великого государя.    
    Как Василию удалось добиться такого признания. Поговорим о политике Василия III.   Работая в парах выпишите особенности его политики.
    Учащиеся:    При Василии III Московское государство управлялось скорее как восточная деспотия (золотоордынское наследие), чем как европейское государство.                           В России не было Генеральных штатов или сейма. Боярская дума при государе в большей степени являлась совещательным органом. Власть великого князя не была неограниченной. Существовала Боярская дума, значительной властью обладали кормленщики (наместники), сложилась система местничества (право каждого феодала занимать то место в системе управления, которое принадлежало ему по праву знатности рода).          
    При Василии III возникли приказы, которые стали прочной системой управления страной.                  
    Зародилась бюрократия (круг людей, состоявших             на службе великого князя и решавшие вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т.д.). 
    Вместе с бюрократией появилась система взяточничества.                           
    IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
    
    Учитель: Охарактеризуйте сложившуюся ситуацию на Русь в XV в.
    Учащиеся высказывают свои точки зрения.
    V. Рефлексия.
    Вопросы для рефлексии:
    - Какую оценку поставите себе за урок? 
    - Что у меня сегодня лучше всего получилось? 
    - Что для меня было трудным? 
    -Чем заняться дома?
    VI. Домашнее задание.
    § 18. Используя матералы учебника ответить на вопрос: какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?
    
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc