Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Хозяйство, власть, Церковь в XV в. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 18 Цели урока: Охарактеризовать особенности хозяйственного уклада России в 15в. Раскрыть причины противоречий между властью и церковью, дать характеристику еретическим. Задачи: Образовательные: дать представление о хозяйственном укладе страны, подвести к пониманию причин противоречий между властью и Церковью, показать особенности ереси в России. Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, развитие познавательной активности учащихся, активизация логического мышления, развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма; развитие у школьников интереса к истории своей страны. Планируемые результаты: Предметные. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов. Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. Метапредметные. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Тип урока: комбинированный. Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор. Содержание урока: I. Организационный момент. - приветствие - проверка присутствующих учеников на уроке. II. Актуализация знаний Фронтальный опрос учащихся . III. Первичное восприятие и усвоения нового материала. 1)Крестьянство, города, ремесла, торговля Учитель: К сожалению, у нас нет машины времени, но мы с вами всё таки попробуем окунуться в эпоху XV века, представить себя крестьянином в ту эпоху, или ремесленником, а может купцом, т.е в форме ролевой игры. Работа в творческих группах: 1 группа: Крестьяне. 2 группа: Горожане. З группа: Ремесленники. 4 группа: Купцы. Работая с текстом параграфа, найти информацию (какие изменения произошли, с какими проблемами столкнулись) по своей социальной группе. Ответы учащихся. 2) Церковь и Власть Учитель: Русская Православная Церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы. Церковь получала новые земельные владения, налоговые льготы, вклады деньгами и дорогими вещами. Авторитет Церкви вырос после падения Константинополя, Церковь стала автокефальной (самостоятельной), самой крупной и богатой в Евразии. По мере укрепления государственной власти стало возникать определенного рода противостояние. Почему? Работа с учебником, индивидуальная. Ответы учащихся: Великие князья Иван III и Василий III не хотели мириться с независимостью и особым положением Церкви в государстве. Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот, ограничено расширение земельных владений 3)Церковь и еретики Учитель: В конце XIV – начале XV в. на Русь через торговые города Новгород и Псков начинаю проникать еретические учения. Вспомните, что такое ересь, еретики? Учащиеся: Ериси –особое вероучение. (отклонение) Самыми крупными были стригольники и жидовствующие. Чтобы узнать подробнее о них заполните таблицу Ересь Период существования Центр распространения Главная идея Отношение власти к ним Проверка выполненного задания. 4) Василий III Учитель: Василий III продолжал начатое Иваном III создание централизованного Русского государства. Территория Московского княжества за время его правления значительно увеличилась (Псков, Рязань). Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр считались холопами великого государя. Воля государя считалась волей Бога. Во времена противостояния с врагами народ сплотился вокруг Великого государя. И простой народ, и знатные люди считали, что все, что у них есть они имеют благодаря воле великого государя. Как Василию удалось добиться такого признания. Поговорим о политике Василия III. Работая в парах выпишите особенности его политики. Учащиеся: При Василии III Московское государство управлялось скорее как восточная деспотия (золотоордынское наследие), чем как европейское государство. В России не было Генеральных штатов или сейма. Боярская дума при государе в большей степени являлась совещательным органом. Власть великого князя не была неограниченной. Существовала Боярская дума, значительной властью обладали кормленщики (наместники), сложилась система местничества (право каждого феодала занимать то место в системе управления, которое принадлежало ему по праву знатности рода). При Василии III возникли приказы, которые стали прочной системой управления страной. Зародилась бюрократия (круг людей, состоявших на службе великого князя и решавшие вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т.д.). Вместе с бюрократией появилась система взяточничества. IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: Охарактеризуйте сложившуюся ситуацию на Русь в XV в. Учащиеся высказывают свои точки зрения. V. Рефлексия. Вопросы для рефлексии: - Какую оценку поставите себе за урок? - Что у меня сегодня лучше всего получилось? - Что для меня было трудным? -Чем заняться дома? VI. Домашнее задание. § 18. Используя матералы учебника ответить на вопрос: какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc