Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

50 Тревожное окончание века (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Тревожное окончание века
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века
    Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла 1, познакомить учащихся с личностью императора, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его последствия. 
    Задачи урока: 
    закрепить полученные в основной школе знания об окончании XVIII века,
    отработать навык самостоятельной работы по отбору необходимого материала при подготовке опережающего задания,
    уяснить особенности внутренней и внешней политики правительства Павла I,
    развивать умение характеризовать личность и её роль в истории.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация, рабочая тетрадь, опережающее задание (2 ученика готовят сообщения о А.Суворове, Ф.Ушакове).
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Россия в 18 веке»
    Тип урока: комбинированный
    
    
    
    «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело , чем любимым за дело неправое». 
    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    (Слайд №1) Сегодня на уроке мы рассмотрим период правления Павла I, внутреннюю и внешнюю политику. Представление плана урока.
    II. Актуализация знаний
         Павел I – своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне. В последнее время в исторической науке возник интерес к этой загадочной личности. Были открыты новые документы, сопоставлены противоположные мнения современников о Павле I. Время его правления в отечественной историографии оценивается по-разному. Этому способствовал и противоречивый характер императора, и сложное время, на которое пришлось это короткое царствование.
    III. Изучение нового материала
    1. Личность ПавлаI
      В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.
    2. Работа с документами. Историки оценивают павловское царствование по-разному. 
    «Непросвещенный абсолютизм».    Н.Я. Эйдельман
    «Военно-полицейская диктатура».  М.М. Сафронов
    «Политика Павла соответствовала интересам абсолютной монархии, а избранные средства- поставленной цели».   Ю.А. Сорокин
    3. Проблемный вопрос. Дайте свою оценку политике Павла I в конце урока.
    4. Работав микрогруппах..
    Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право,  были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.
    1. Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович?
    2. Чем он занимался «весьма прилежно»?
    3. Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»?
    4. Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник?
    5.Гимнастика для глаз
     
    6.Работа в парах.
    Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).
    Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.
    Вопросы.
    1. Какой запрет вводил Павел I?
    2. Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»?
    7. Решение проблемной ситуации.
    Согласны ли вы с мнением историка? Свою точку зрения обоснуйте.
                                                  Пудра не порох,
    Пукли не пушки.
    Коса не тесак,
    Я не немец, а природный русак.
    Не венценосец ты в Петровом славном граде,
    А деспот и капрал на плац-параде.
    А.В. Суворов
    Вопрос.
    Как А.В. Суворов высмеял «Павлов порядок»?
     8. Видео фрагмент . Переход Суворова через Альпы. Запуск автоматически.
    IV.  Итог урока
    V. Рефлексия
    Я узнал… Мне интересно… 
    V. Домашнее задание
    1.Представьте, что вам поручили подготовить материалы для музейного стенда по теме урока. Какие сведения из параграфа вы обязательно будете использовать. Какие иллюстрации поместите? Какие цитаты и почему будете применять.
    2. Систематизировать в виде таблицы изменения в жизни России при Павле I. Ответить на вопрос: какие изменения вы бы в тех условиях поддержали и почему?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc