Название предмета: история
Класс: 10 
УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Тревожное окончание века
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века
Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла 1, познакомить учащихся с личностью императора, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его последствия. 
Задачи урока: 
закрепить полученные в основной школе знания об окончании XVIII века,
отработать навык самостоятельной работы по отбору необходимого материала при подготовке опережающего задания,
уяснить особенности внутренней и внешней политики правительства Павла I,
развивать умение характеризовать личность и её роль в истории.
Планируемые результаты:
Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация, рабочая тетрадь, опережающее задание (2 ученика готовят сообщения о А.Суворове, Ф.Ушакове).
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Россия в 18 веке»
Тип урока: комбинированный
«Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело , чем любимым за дело неправое». 
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Слайд №1) Сегодня на уроке мы рассмотрим период правления Павла I, внутреннюю и внешнюю политику. Представление плана урока.
II. Актуализация знаний
     Павел I – своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне. В последнее время в исторической науке возник интерес к этой загадочной личности. Были открыты новые документы, сопоставлены противоположные мнения современников о Павле I. Время его правления в отечественной историографии оценивается по-разному. Этому способствовал и противоречивый характер императора, и сложное время, на которое пришлось это короткое царствование.
III. Изучение нового материала
1. Личность ПавлаI
  В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.
2. Работа с документами. Историки оценивают павловское царствование по-разному. 
«Непросвещенный абсолютизм».    Н.Я. Эйдельман
«Военно-полицейская диктатура».  М.М. Сафронов
«Политика Павла соответствовала интересам абсолютной монархии, а избранные средства- поставленной цели».   Ю.А. Сорокин
3. Проблемный вопрос. Дайте свою оценку политике Павла I в конце урока.
4. Работав микрогруппах..
Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право,  были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.
1. Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович?
2. Чем он занимался «весьма прилежно»?
3. Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»?
4. Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник?
5.Гимнастика для глаз
 
6.Работа в парах.
Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).
Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.
Вопросы.
1. Какой запрет вводил Павел I?
2. Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»?
7. Решение проблемной ситуации.
Согласны ли вы с мнением историка? Свою точку зрения обоснуйте.
                                              Пудра не порох,
Пукли не пушки.
Коса не тесак,
Я не немец, а природный русак.
Не венценосец ты в Петровом славном граде,
А деспот и капрал на плац-параде.
А.В. Суворов
Вопрос.
Как А.В. Суворов высмеял «Павлов порядок»?
 8. Видео фрагмент . Переход Суворова через Альпы. Запуск автоматически.
IV.  Итог урока
V. Рефлексия
Я узнал… Мне интересно… 
V. Домашнее задание
1.Представьте, что вам поручили подготовить материалы для музейного стенда по теме урока. Какие сведения из параграфа вы обязательно будете использовать. Какие иллюстрации поместите? Какие цитаты и почему будете применять.
2. Систематизировать в виде таблицы изменения в жизни России при Павле I. Ответить на вопрос: какие изменения вы бы в тех условиях поддержали и почему?
 
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc