Название предмета: история Класс: 10 УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. Уровень обучения: базовый Тема урока: Тревожное окончание века Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла 1, познакомить учащихся с личностью императора, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его последствия. Задачи урока: закрепить полученные в основной школе знания об окончании XVIII века, отработать навык самостоятельной работы по отбору необходимого материала при подготовке опережающего задания, уяснить особенности внутренней и внешней политики правительства Павла I, развивать умение характеризовать личность и её роль в истории. Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация, рабочая тетрадь, опережающее задание (2 ученика готовят сообщения о А.Суворове, Ф.Ушакове). Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Россия в 18 веке» Тип урока: комбинированный «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело , чем любимым за дело неправое». ХОД УРОКА I. Организационный момент (Слайд №1) Сегодня на уроке мы рассмотрим период правления Павла I, внутреннюю и внешнюю политику. Представление плана урока. II. Актуализация знаний Павел I – своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне. В последнее время в исторической науке возник интерес к этой загадочной личности. Были открыты новые документы, сопоставлены противоположные мнения современников о Павле I. Время его правления в отечественной историографии оценивается по-разному. Этому способствовал и противоречивый характер императора, и сложное время, на которое пришлось это короткое царствование. III. Изучение нового материала 1. Личность ПавлаI В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. 2. Работа с документами. Историки оценивают павловское царствование по-разному. «Непросвещенный абсолютизм». Н.Я. Эйдельман «Военно-полицейская диктатура». М.М. Сафронов «Политика Павла соответствовала интересам абсолютной монархии, а избранные средства- поставленной цели». Ю.А. Сорокин 3. Проблемный вопрос. Дайте свою оценку политике Павла I в конце урока. 4. Работав микрогруппах.. Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней. 1. Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович? 2. Чем он занимался «весьма прилежно»? 3. Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»? 4. Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник? 5.Гимнастика для глаз 6.Работа в парах. Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797). Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям. Вопросы. 1. Какой запрет вводил Павел I? 2. Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»? 7. Решение проблемной ситуации. Согласны ли вы с мнением историка? Свою точку зрения обоснуйте. Пудра не порох, Пукли не пушки. Коса не тесак, Я не немец, а природный русак. Не венценосец ты в Петровом славном граде, А деспот и капрал на плац-параде. А.В. Суворов Вопрос. Как А.В. Суворов высмеял «Павлов порядок»? 8. Видео фрагмент . Переход Суворова через Альпы. Запуск автоматически. IV. Итог урока V. Рефлексия Я узнал… Мне интересно… V. Домашнее задание 1.Представьте, что вам поручили подготовить материалы для музейного стенда по теме урока. Какие сведения из параграфа вы обязательно будете использовать. Какие иллюстрации поместите? Какие цитаты и почему будете применять. 2. Систематизировать в виде таблицы изменения в жизни России при Павле I. Ответить на вопрос: какие изменения вы бы в тех условиях поддержали и почему?
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc