Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

7 Индоевропейцы. Исторические корни славян (Рыжков В.К.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: история
    Класс:10
    УМК: История России с древнейших времен до конца 16 века А.Н. Сахаров, 2004г.
    Урок 1 Индоевропейцы. Исторические корни славян(1 час)
     Уровень исторического образования: второй концентр
    Общее количество часов по теме: 1 
    Место в учебной теме ( тематического блока: 1 урок по теме ,,Древняя Русь’’)
    Тема: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
    Цель: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.
    Задачи:
    Образовательные:
    - познакомить учащихся с родословной народов Евразии, установить родину индоевропейцев;
    - определить место предков славян среди индоевропейцев;
    - рассказать о Великом переселении народов.
    Развивающие:
    - развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи;
    - формировать навыки работы с картой;
    - продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника;
    - совершенствовать технику и культуру речи детей;
    - развивать умение делать выводы, слушать и слышать.
    Воспитательные:
    - воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа и государства.
    Планируемые результаты:
    -  учащиеся узнают о родословной народов Евразии;
    - определяют место предков славян среди индоевропейцев;
    - отвечают на вопросы и устанавливают причинно-следственные связи;
    - отрабатываются навыки работы с картой;
    - отрабатываются  умения работать с текстом учебника;
    
    Техническое обеспечение урока: учебник, доска, карта «Расселение славянских племен», презентация «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
    Форма урока – традиционная.
    Тип урока – комбинированный.
    План урока:
    1. Кто такие индоевропейцы. Родословная народов Европы.
    2. Место предков славян среди индоевропейцев.
    3. Первые нашествия.
    4. Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов.
    5. Основание Киева.
    6. Соседи славян.
    Ход урока:
    № п/п
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1. Орг. момент
    ( 1 мин.)
    Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
    Староста, назови, пожалуйста, отсутствующих.
    Приветствуют учителя, садятся.
    Староста называет отсутствующих.
    2. Проверка домашнего задания
    (15 мин.)
    Тема нашего прошлого урока «История как наука».
    Работаем с вопросами.
    1. Что такое история?
    2. На основании чего мы делаем выводы о жизни людей в прошлом?
    3. Какие виды исторических источников вы знаете?
    4. Какие вспомогательные исторические дисциплины вам известны? Что они изучают?
    
    Отвечают на вопросы.
    
    3. Изучение новой темы
    (25 мин.)
    Тема урока: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
    1.Индоевропейцы – это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу. С юго-востока началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, постирались от Атлантики до Индии. Поэтому их назвали индоевропейцами.
    В IV-III тыс. до н.э. былая общность индоевропейцев начинает распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов, западноевропейскую, славянскую и балтскую.
    Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами. Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви – угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера – мордва, удмурты, мари, коми. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки турок и монголов. Их потомки – калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины.
    2.Во II тыс. до н.э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течении ряда веков одно целое. И резко отличались от Индии, тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе. В середине II тыс. до н.э. обособились германские племена, а балты и славяне составили общую балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы передвинулись к западу, а на юге расселились греки и италики.
    Центром расселения славянских племен стал бассейн реки Вислы.
    На рубеже II и I тыс. до н.э. в Европе появились новые человеческие общности. Свое место среди них заняли предки славян.
    3.Киммерийцы – кочевые племена индоиранцев.
    Скифы – с VI по IV вв. до н.э. – ираноязычные кочевники. Создание Скифской державы.
    Со II в. до н.э. появляются орды сарматов – захватывают земли Скифской державы.
    4.Великое переселение народов III – IV вв.
    Во II – III вв. через земли балтов и восточных славян готы прошли в степи современной Украины и прожили там 2 столетия.
    С 370-х гг. началось нашествие гуннов. Сражение на Каталаунских полях – 451 г.
    Начиная с V в. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы и гунны, - в бассейне Днепра и Днестра – сложился мощный союз восточнославянских племен, которых назвали антами.
    5.Летопись о Кие, Щеке и Хориве.
    6. Середина VI в. – появление многочисленной тюркской орды – аваров.
    Конец VIII в. – разгром франками аваров и приход с востока хазаров. Образование Хазарского каганата.
    Слушают.
    Записывают в тетрадь определения и даты.
    
    4. Закрепление
    (3 мин.)
    Работа с вопросами – стр. 24.
    1. Какие современные народы могут считать себя потомками индоевропейцев?
    2. Почему распался антский племенной союз?
    3. Как связаны между собой Скифская держава и предки славян?
    Отвечают на вопросы.
    
    5.Выставление оценок и объяснение домашнего задания
    ( 1мин.)
    Параграф 1. Вопросы стр. 24.
    Записывают в дневник.
    
     

    Автор(ы): Рыжков В. К.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx