Предмет: история Класс:10 УМК: История России с древнейших времен до конца 16 века А.Н. Сахаров, 2004г. Урок 1 Индоевропейцы. Исторические корни славян(1 час) Уровень исторического образования: второй концентр Общее количество часов по теме: 1 Место в учебной теме ( тематического блока: 1 урок по теме ,,Древняя Русь’’) Тема: «Индоевропейцы. Исторические корни славян». Цель: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с родословной народов Евразии, установить родину индоевропейцев; - определить место предков славян среди индоевропейцев; - рассказать о Великом переселении народов. Развивающие: - развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи; - формировать навыки работы с картой; - продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника; - совершенствовать технику и культуру речи детей; - развивать умение делать выводы, слушать и слышать. Воспитательные: - воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа и государства. Планируемые результаты: - учащиеся узнают о родословной народов Евразии; - определяют место предков славян среди индоевропейцев; - отвечают на вопросы и устанавливают причинно-следственные связи; - отрабатываются навыки работы с картой; - отрабатываются умения работать с текстом учебника; Техническое обеспечение урока: учебник, доска, карта «Расселение славянских племен», презентация «Индоевропейцы. Исторические корни славян». Форма урока – традиционная. Тип урока – комбинированный. План урока: 1. Кто такие индоевропейцы. Родословная народов Европы. 2. Место предков славян среди индоевропейцев. 3. Первые нашествия. 4. Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов. 5. Основание Киева. 6. Соседи славян. Ход урока: № п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Орг. момент ( 1 мин.) Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Староста, назови, пожалуйста, отсутствующих. Приветствуют учителя, садятся. Староста называет отсутствующих. 2. Проверка домашнего задания (15 мин.) Тема нашего прошлого урока «История как наука». Работаем с вопросами. 1. Что такое история? 2. На основании чего мы делаем выводы о жизни людей в прошлом? 3. Какие виды исторических источников вы знаете? 4. Какие вспомогательные исторические дисциплины вам известны? Что они изучают? Отвечают на вопросы. 3. Изучение новой темы (25 мин.) Тема урока: «Индоевропейцы. Исторические корни славян». 1.Индоевропейцы – это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу. С юго-востока началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, постирались от Атлантики до Индии. Поэтому их назвали индоевропейцами. В IV-III тыс. до н.э. былая общность индоевропейцев начинает распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов, западноевропейскую, славянскую и балтскую. Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами. Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви – угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера – мордва, удмурты, мари, коми. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки турок и монголов. Их потомки – калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины. 2.Во II тыс. до н.э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течении ряда веков одно целое. И резко отличались от Индии, тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе. В середине II тыс. до н.э. обособились германские племена, а балты и славяне составили общую балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы передвинулись к западу, а на юге расселились греки и италики. Центром расселения славянских племен стал бассейн реки Вислы. На рубеже II и I тыс. до н.э. в Европе появились новые человеческие общности. Свое место среди них заняли предки славян. 3.Киммерийцы – кочевые племена индоиранцев. Скифы – с VI по IV вв. до н.э. – ираноязычные кочевники. Создание Скифской державы. Со II в. до н.э. появляются орды сарматов – захватывают земли Скифской державы. 4.Великое переселение народов III – IV вв. Во II – III вв. через земли балтов и восточных славян готы прошли в степи современной Украины и прожили там 2 столетия. С 370-х гг. началось нашествие гуннов. Сражение на Каталаунских полях – 451 г. Начиная с V в. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы и гунны, - в бассейне Днепра и Днестра – сложился мощный союз восточнославянских племен, которых назвали антами. 5.Летопись о Кие, Щеке и Хориве. 6. Середина VI в. – появление многочисленной тюркской орды – аваров. Конец VIII в. – разгром франками аваров и приход с востока хазаров. Образование Хазарского каганата. Слушают. Записывают в тетрадь определения и даты. 4. Закрепление (3 мин.) Работа с вопросами – стр. 24. 1. Какие современные народы могут считать себя потомками индоевропейцев? 2. Почему распался антский племенной союз? 3. Как связаны между собой Скифская держава и предки славян? Отвечают на вопросы. 5.Выставление оценок и объяснение домашнего задания ( 1мин.) Параграф 1. Вопросы стр. 24. Записывают в дневник.
Автор(ы): Рыжков В. К.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx