Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

65 Реформы Александра II. Россия после отмены крепостного права (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России  XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Реформы Александра 2. Россия после отмены крепостного права.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы  Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.
    Планируемые результаты:
    – актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
    – способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
    – организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
    – учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
    Тип урока: изучение новой темы.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
     Вступительная беседа: 
    В чем состояла сущность аграрного вопроса в России в первой половине ХIХ в.?
    Когда этот вопрос прочно вошел в национальное самосознание?
    Какие попытки решить его предпринимались предшественниками Александра Второго и чем они завершились?
    В контексте каких международных событий происходила реформа 1861 года? (По последнему вопросу вступительной беседы могут быть названы следующие события:
    
    А) отмена рабства и Гражданская война в США (1861-1865 гг.);
     Б)  завершение объединения Италии и Германии (1870 г.);
     В) революция Мэйдзи в Японии (1867-1868 гг.)).
    
    Далее постановка ПРОБЛЕМЫ: «Что заставило Александра Второго прийти к выводу «отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»?
    Ответ на этот вопрос требует анализа экономических, политических, социальных и внешнеполитических причин.  
    Учитель: Выскажите собственные мнения по этому вопросу, прочитав данный материал.  
    Задание 1: 
    Суть крестьянского вопроса заключалась в предоставлении им  земли и воли. Крестьян можно сделать свободными, объявив им волю.  А как решить вопрос о наделении их землей, не посягая на интересы помещиков-крепостников?  
    На что объективно были направлены интересы императора: защиту интересов помещиков, разрешение крестьянского вопроса вопреки противодействию помещиков или, судя по его выступлению перед московским дворянством, предотвращение потрясений «снизу»?
    
    Учитель: По данным жандармерии, в год, предшествующий реформе, в России произошло бунтов и восстаний столько же, сколько за предыдущие десять лет.
    
    Учитель: Попробуйте ответить на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?» 
    
    После  выступлений все ученики читают параграф  о государственных преобразованиях в 60-70-е гг. ХIХ века и также заполняют выше представленную таблицу. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе и отвечает на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?» 
    
    Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это. 
    Вспомните, что говорил по поводу крепостного права  Николай I. («Крепостное право  - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»). 
    Правительство опасалось, что освобождение  вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.  
    Что представляла собой  крепостническая  экономика России? (Состояние серьезного кризиса. Рост крестьянских повинностей и платежей приводил к разорению крестьянских хозяйств).
    В то же время уже складывался капиталистический уклад. В 50-е годы 19 века усилилось имущественное расслоение крестьянства. Начавшийся в 30-е годы промышленный переворот сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Крепостное право затрудняло отток рабочей силы в города. Дальнейшее развитие промышленности было невозможно без отмены крепостного права.
    Сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих держав. Кроме того, оно порождало крестьянские волнения. Их выступления были разрозненными и малочисленными, но постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.
    Изменилось ли что в России со вступлением на престол Александра II? ( С постов были удалены наиболее консервативные сподвижники Николая I. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность.)
    Что сказал Александр II в марте 1856 года, выступая перед предводителями дворянства? 
    («Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам… Я не скажу вам, что я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»).
    Публичное заявление царя о неизбежности отмены крепостного права активизировало обсуждение этой проблемы. До сих пор все проекты освобождения держались в тайне.
     Перечислите известные вам дворянские  проекты освобождения?
    1. Помещики плодородных черноземных губерний стремились сохранить в своих руках максимум земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с ничтожными наделами. 
    2. Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп.
    3. Помещики малонаселенных многоземельных степных губерний, боясь нехватки рабочих рук, предлагали предоставить крестьянам большие наделы, но требовали на длительный срок обязать их выполнять повинности. 
    Кому было поручено заняться разработкой и подготовкой проекта крестьянской реформы?
    (При Главном комитете были созданы Редакционные комиссии при председательстве Ростовцева, которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян).
    Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».
    
    Проблема.  В чем состояла незавершенность «Великих реформ»?
                                                                             
    Задания по группам.
    Задание 1 группе.
    Изучив содержание п. 49 по крестьянской реформе,  Манифеста 19 февраля 1861года и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, выполните  следующие задания:
    1. Выделите главные положения реформы 19 февраля 1861 года?
    2.Каковы были условия освобождения крестьян?
    3.Чьи интересы – помещиков или крестьян – соблюдались в большей степени?
    4. Какие  две основные цели преследовало наделение крестьян землей?
    Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях.
    Задание 2 группе.
    Изучив содержание п. 49 по Земской и Городской реформе и документы выполните  следующие задания:
    1. Раскройте основное содержание Земской реформы?
    2. Сформулируйте главные задачи российских земств.
    3. С какой целью была проведена Городская реформа?
    4. Что нового внесла она в жизнь российских городов?
    Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях.
    Схема. Органы земского самоуправления.
    Представительство каких сословий, на ваш взгляд было наиболее урезано в данных органах?
    На основании чего вы пришли к данному выводу?
    Задание 3 группе.
    Изучив содержание п. 49 по  Судебной реформе и документы
     выполните  следующие задания:
    1. Раскройте основное содержание Судебной реформы?
    2. Что нового появилось в Судебной реформе?
    3. Судебную реформу считают самой последовательной из всех реформ 1860-1870-х гг. На чем  основано это утверждение?
    4. Что из введенного в систему судопроизводства в 1864 году применяется в современной системе судопроизводства?
    Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях.
    Схема. Судебные органы.
    Задание 4 группе.
    Изучив содержание п. 49 по  реформе образования 
    выполните  следующие задания:
    1. Раскройте основное содержание  реформ образования?
    2. В чем заключались изменения системы образования?
    3.Какие новые типы учебных заведений появились в России?
    4. Какие права получали высшие учебные заведения по Университетскому уставу 1863 года.
    Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях.
    Задание 5 группе.
    Изучив содержание п. 30-31 по  Военной  реформе и документы
     выполните  следующие задания:
    1. В чем состояла необходимость проведения данной реформы?
    2. Раскройте основное содержание Военной реформы?
    3. Кто явился главным разработчиком данной реформы?
    4. Кто освобождался от службы в армии?
    
    Заполнение таблицы в тетрадях.
    
    Название реформы
    Даты проведения
    Цель
    Мероприятия
    Итоги
    Земская 
    Январь 1864
    В земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.
    Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии
    Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян .
    Судебная 
    Ноябрь 1864 
    
    
    .
    
    Введение всесословного судопроизводства
    Введение независимости суда перед администрацией (несменяемость судей); 
    введение гласности судопроизводства; 
    введение состязательности в суде (обвинение-защита); 
    введение суда присяжных; создание системы мировых судов
    Воплотила все прогрессивные тенденции в мировой практике судопроизводства (гласность, состязательность, независимость)
    Военная 
    
    1 января 1874
    Преодоление технико-военной отсталости; создание обученных военных резервов
    Реформа военно-учебных заведений;
    Введение всесословной воинской повинности;
    Техническое перевооружение армии;
    Строительство парового флота
    Создание крепкой боеспособной армии современного типа
    Образования 
    Июнь 1864 г
    Совершенствование народного образования
    Введение равенства в среднем образовании для всех сословий;
    Введение классических и реальных гимназий;
    Введение автономии универститетов;
    Положено начало женскому высшему образованию
    Демократизация образования
    
    Рефлексия:
    Выполнение теста в формате ЕГЭ (Приложение №1)
    
    Домашнее задание: закончить таблицу, П. 30-31. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение №1.
    Тест
    
    Задание №5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми.
     
    ПО­НЯ­ТИЕ
     
    ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ
    А) вре­мен­но­обя­зан­ный
    Б) глас­ный
    В) при­сяж­ный за­се­да­тель
    Г) акция
     
    1) вы­бор­ный об­ще­ствен­ный пред­ста­ви­тель в суде
    2) член мест­но­го ор­га­на са­мо­управ­ле­ния
    3) кре­стья­нин, от­ра­ба­ты­ва­ю­щий по­вин­но­сти до за­клю­че­ния вы­куп­ной сдел­ки
    4) ис­клю­чи­тель­ное право го­су­дар­ства на из­го­тов­ле­ние какой-либо про­дук­ции
    5) цен­ная бу­ма­га, под­твер­жда­ю­щая право по­лу­че­ние ди­ви­ден­дов
    
    Задание №7.Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют внут­рен­нюю по­ли­ти­ку Алек­сандра II? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.
     
    1) осво­бож­де­ние кре­стьян от кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти
    2) уси­ле­ние цен­зу­ры
    3) вве­де­ние ин­сти­ту­тов со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ства
    4) след­ствие над де­каб­ри­ста­ми
    5) под­держ­ка вы­хо­да кре­стьян из об­щи­ны
    6) раз­ви­тие го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния
    
    Задание №7. Вы­бе­ри­те из спис­ка три меры, от­но­ся­щи­е­ся к су­деб­ной ре­фор­ме им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II. Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.
     
    1) от­ме­на те­лес­ных на­ка­за­ний для кре­стьян
    2) уста­нов­ле­ние не­за­ви­си­мо­сти след­ствия от по­ли­ции
    3) осо­бый во­лост­ной суд для кре­стьян
    4) вве­де­ние ин­сти­ту­та «при­сяж­ных по­ве­рен­ных» (ад­во­ка­тов)
    5) вве­де­ние про­ку­ра­ту­ры
    6) уни­что­же­ние осо­бо­го цер­ков­но­го суда
    
    Задание №7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию Алек­сандра II? Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.
     
    1) со­зда­ние земств
    2) со­зда­ние Не­глас­но­го ко­ми­те­та
    3) вве­де­ние суда при­сяж­ных за­се­да­те­лей
    4) штурм Шипки
    5) учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­ной Думы
    6) уча­стие Рос­сии в Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де Ан­глии
    
    Задание №11 .За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.
     
    Власт­ный орган
    Го­су­дар­ствен­ные
    де­я­те­ли
    Пра­ви­те­ли
    __________(А)
    К. В. Нес­сель­ро­де
    Алек­сандр I
    __________(Б)
    С. Родс
    __________(В)
    Ми­ни­стер­ство го­су­дар­ствен­ных
    иму­ществ
    __________(Г)
    Ни­ко­лай I
    __________(Д)
    М. Т. Лорис-Ме­ли­ков
    __________(Е)
     
    Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:
     
    1) П. Д. Киселёв
    2) Вер­хов­ная рас­по­ря­ди­тель­ная ко­мис­сия
    3) Алек­сандр II
    4) Ели­за­ве­та II
    5) А. Х. Бен­кен­дорф
    6) пар­ла­мент
    7) Вик­то­рия
    8) Ми­ни­стер­ство ино­стран­ных дел
    9) Сек­рет­ный ко­ми­тет по кре­стьян­ско­му во­про­су
     
    За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 
    А
    Б
    В
    Г
    Д
    Е
     
     
     
     
     
     
    
    Задание №24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.
     
    «В ре­зуль­та­те су­деб­ной ре­фор­мы в Рос­сии сфор­ми­ро­ва­лась пол­но­цен­ная си­сте­ма все­со­слов­но­го суда, во мно­гом со­от­вет­ству­ю­щая наи­бо­лее пе­ре­до­вым ев­ро­пей­ским об­раз­цам».
     
    Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.
     
    Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.
    Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:
    1) …
    2) …
     
    Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:
    1) …
    2) …
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx