Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

60 Внутренняя политика Николая I. (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России  XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Внутренняя политика Николая 1.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цели:
    1. Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855;
     2.  Показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.
    Задачи: 
    Образовательные: Основные даты: 1825 – 1855 гг.- правление императора Николая I; 1826 г. – создание III Отделения царской канцелярии; 1833 г. – опубликован Свод действующих законов государства; 1837 – 1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами.
    Персоналии: А.Х.Бенкендорф; М.М.Сперанский; В.П.Кочубей; П.Д.Киселев.
    Воспитательные: воспитывать интерес к личности Николая 1, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности.
    Развивающие: продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе.
    Тип урока: изучение новой темы.
    
    План урока:
     1. Начало правления Николая I.
     2. Кодификация законов.
     3. Строгость политического режима – III Отделение и цензура.
     4. Попытка решения крестьянского вопроса.
     5. Денежная реформа.
    
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    2. Изучение нового материала:
     Вводное слово учителя:
     “Внутренняя политика Николая I.” 
     - На уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы: 
     1. Начало правления Николая I.
     2. Кодификация законов.
     3. Строгость политического режима – III отделение и цензура.
     4. Попытка решения крестьянского вопроса.
     5. Денежная реформа.
     - А в конце урока ответить на вопрос 
     - Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
    
    1. Начало правления Николая I
     - Прежде всего давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай I взошел на престол? (восстание декабристов)
     Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. 
     В России на каждого нового царя возлагались большие надежды.
    В надежде славы и добра
     Гляжу вперед я без боязни
     писал А.С.Пушкин. 
    
     Опережающее задание:
    Послушайте сообщение, какой человек получил абсолютную власть в России, какое образование получил, какие черты характера были ему присущи. 
    
     - Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели.
    - Какие события не могли не отразиться на личности императора?(Убийство отца, восстание декабристов).
     - Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”, обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от “дерзостных мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ.
    
     Итак, Николай I понимал необходимость преобразований и обещал их. Преобразования начались с реформ государственного управлении
     
     - В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось 
    
     - Как изменилась структура по сравнению с периодом правления Александра I ? Что появилось нового? Что сохранилось?
    
    (Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. Многие, даже мелкие решения, принимались центральными органами власти.
    
    Кто готовил бумаги, работая во всех органах власти? (Чиновники)
    
     - При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    
     - В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая I оказался ряд крупных государственных деятелей. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.
    
    2. Кодификация законов
    
     - Как мы уже говорили, в первые годы правления новый царь стремился сам решать важнейшие и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров
     
     В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого Свода законов. 
    
    
     Опережающее задание:
     Сообщение учащегося Сперанский Михаил Михайлович, 3 – 4 мин.
    
     - Итак, оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу не возможно решить без четко составленных законов. Прежде всего были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51-м томе “полного собрания законов Российской империи”. Затем началась более сложная работа: все действующие законы были расположены по определенной схеме, были устранены имевшиеся между ними противоречия. Такая работа называется кодификацией законов. 
    
     В 1832 году было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов. В состав ПСЗ вошли все законы, изданные начиная с “Соборного Уложения”1649 г. до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке
    
     А в 1833 - “Свод законов Российской империи”, 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно – систематическом порядке 
    
     Свод законов был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного (высший российский орден) и возложил его на Сперанского
    
     Это Свод немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников., однако каких – либо изменений в существующую политическую систему империи он не внес.
    
    3. Строгость политического режима – III отделение и цензура
    
     - Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль 
    
     В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах. 
    
     Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А.Х.Бенкендорф.
    
    Самостоятельная работа с документом
    
     - Обратитесь к документу и определите конкретный круг обязанностей III отделения.
    
     ДОКУМЕНТ № 1:
    
     “…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”
    
     (Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53)
    
    Коллективная работа с текстом на доске, определение ошибок, обсуждение.
    
     Прочитаем текст и определим ошибки (ответ: пункты 5) и 10) в компетенцию III-го отделения не входили)
    
     - Для обуздания “распустившейся” печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками “чугунным” (слайд № 22)
    
    - Каковы результаты деятельности Николая I в области государственного управления?
    
    - Свидетельствуют ли изменения об удовлетворении потребности в переменах? 
    
    - Таких изменений ждала мыслящая Россия?
    
     Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив, самодержавие окрепло. Многие историки называют этот период апогеем самодержавия. Положительным итогом является проведенная кодификация законов. 
    
    4. Попытка решения крестьянского вопроса 
    
     - Следующим важным направлением внутренней политики Николая I было решение крестьянского вопроса.
    
    Самостоятельная работа с документом.
    
     - Ознакомимся с документом и ответьте на вопросы
    
     - Как Николай I относился к крепостному праву?
    
     - Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?
    
     - Почему император считал, что отмена крепостного права стало бы “посягательством на общественное спокойствие”?
    
     ДОКУМЕНТ № 2 Речь Николая I в заседании Государственного совета 30 марта 1842 года
    
     “ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперьбыло бы делом еще более губительным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…. Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда.
    
     Но если положение таково, что оно не может продолжаться, и если вместе с тем и решительные к прекращении. Его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякой переменой, хладнокровно обсудить ее пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…”
    
     - Итак, Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян.
    
     - Улучшение положения каких крестьян было во власти Николая 
    
     - П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии.
    
    Опережающее задание сообщение учащегося 3-4 мин. Киселев, Павел Дмитриевич
    
     - В 1837 г.П.Киселев начал реформу государственных крестьян 
     - Вспомните, какие трудности испытывали крестьяне?(малоземелье, большая сумма оброка и т.д.)
    
     - Каковы же должны быть цели реформы?
    
    Цели реформы государственных крестьян:
    1) Повысить уровень жизни государственных крестьян;
    2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;
    3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.
    - Реформа государственной деревни предусматривала:
     ·определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;
     ·для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности;
     ·создавалась “общественная запашка”;
     ·в государственных деревнях открывались школы;
     ·открывались медицинские и ветеринарные пункты
     ·запрещалась продажа крепостных за долги и разъединение семей,
    ·1842 г. – принят указ об “обязанных” крестьянах,
     ·разрешалось освобождение крепостных без земли,
     ·1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги,
     ·1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.
     В случае необходимости возможно краткое пояснения по каждому из пунктов.
    
     - Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее проведения? (реформа несколько смягчила остроту крестьянского вопроса., не удалось подать пример помещикам)
    
     - Крепостное право в России продолжало сохраняться 
    5. Денежная реформа 
    
     - Помимо крестьянского вопроса был и еще ряд нерешенных проблем. Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102 млн руб. серебром. Незадолго до своей кончины Александр назначил министром финансов известного ученого – экономиста Е.Ф.Канкрина.
    
    
    Рефлексия:
     - А теперь давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во внутренней политике? (Создание III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной деревни, денежная реформа)
    
     - Не смотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России? (нет, потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении самодержавия) 
     - Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный?
    
     Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны.
    
     Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании.
    
     После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд.
    
    Домашнее задание: П.26-27, даты.
                                      Для сильных учащихся историческое сочинение по периоду «1825-1855гг.»
    
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx