Класс: 10
УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
Уровень: базовый
Тема урока: Внутренняя политика Николая 1.
Количество часов, отведенное на тему: 1
Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855;
2. Показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.
Задачи:
Образовательные: Основные даты: 1825 – 1855 гг.- правление императора Николая I; 1826 г. – создание III Отделения царской канцелярии; 1833 г. – опубликован Свод действующих законов государства; 1837 – 1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами.
Персоналии: А.Х.Бенкендорф; М.М.Сперанский; В.П.Кочубей; П.Д.Киселев.
Воспитательные: воспитывать интерес к личности Николая 1, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности.
Развивающие: продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
План урока:
1. Начало правления Николая I.
2. Кодификация законов.
3. Строгость политического режима – III Отделение и цензура.
4. Попытка решения крестьянского вопроса.
5. Денежная реформа.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Вводное слово учителя:
“Внутренняя политика Николая I.”
- На уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы:
1. Начало правления Николая I.
2. Кодификация законов.
3. Строгость политического режима – III отделение и цензура.
4. Попытка решения крестьянского вопроса.
5. Денежная реформа.
- А в конце урока ответить на вопрос
- Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
1. Начало правления Николая I
- Прежде всего давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай I взошел на престол? (восстание декабристов)
Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров.
В России на каждого нового царя возлагались большие надежды.
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни
писал А.С.Пушкин.
Опережающее задание:
Послушайте сообщение, какой человек получил абсолютную власть в России, какое образование получил, какие черты характера были ему присущи.
- Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели.
- Какие события не могли не отразиться на личности императора?(Убийство отца, восстание декабристов).
- Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”, обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от “дерзостных мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ.
Итак, Николай I понимал необходимость преобразований и обещал их. Преобразования начались с реформ государственного управлении
- В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось
- Как изменилась структура по сравнению с периодом правления Александра I ? Что появилось нового? Что сохранилось?
(Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. Многие, даже мелкие решения, принимались центральными органами власти.
Кто готовил бумаги, работая во всех органах власти? (Чиновники)
- При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
- В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая I оказался ряд крупных государственных деятелей. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.
2. Кодификация законов
- Как мы уже говорили, в первые годы правления новый царь стремился сам решать важнейшие и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров
В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого Свода законов.
Опережающее задание:
Сообщение учащегося Сперанский Михаил Михайлович, 3 – 4 мин.
- Итак, оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу не возможно решить без четко составленных законов. Прежде всего были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51-м томе “полного собрания законов Российской империи”. Затем началась более сложная работа: все действующие законы были расположены по определенной схеме, были устранены имевшиеся между ними противоречия. Такая работа называется кодификацией законов.
В 1832 году было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов. В состав ПСЗ вошли все законы, изданные начиная с “Соборного Уложения”1649 г. до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке
А в 1833 - “Свод законов Российской империи”, 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно – систематическом порядке
Свод законов был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного (высший российский орден) и возложил его на Сперанского
Это Свод немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников., однако каких – либо изменений в существующую политическую систему империи он не внес.
3. Строгость политического режима – III отделение и цензура
- Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль
В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах.
Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А.Х.Бенкендорф.
Самостоятельная работа с документом
- Обратитесь к документу и определите конкретный круг обязанностей III отделения.
ДОКУМЕНТ № 1:
“…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”
(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53)
Коллективная работа с текстом на доске, определение ошибок, обсуждение.
Прочитаем текст и определим ошибки (ответ: пункты 5) и 10) в компетенцию III-го отделения не входили)
- Для обуздания “распустившейся” печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками “чугунным” (слайд № 22)
- Каковы результаты деятельности Николая I в области государственного управления?
- Свидетельствуют ли изменения об удовлетворении потребности в переменах?
- Таких изменений ждала мыслящая Россия?
Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив, самодержавие окрепло. Многие историки называют этот период апогеем самодержавия. Положительным итогом является проведенная кодификация законов.
4. Попытка решения крестьянского вопроса
- Следующим важным направлением внутренней политики Николая I было решение крестьянского вопроса.
Самостоятельная работа с документом.
- Ознакомимся с документом и ответьте на вопросы
- Как Николай I относился к крепостному праву?
- Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?
- Почему император считал, что отмена крепостного права стало бы “посягательством на общественное спокойствие”?
ДОКУМЕНТ № 2 Речь Николая I в заседании Государственного совета 30 марта 1842 года
“ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперьбыло бы делом еще более губительным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…. Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда.
Но если положение таково, что оно не может продолжаться, и если вместе с тем и решительные к прекращении. Его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякой переменой, хладнокровно обсудить ее пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…”
- Итак, Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян.
- Улучшение положения каких крестьян было во власти Николая
- П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии.
Опережающее задание сообщение учащегося 3-4 мин. Киселев, Павел Дмитриевич
- В 1837 г.П.Киселев начал реформу государственных крестьян
- Вспомните, какие трудности испытывали крестьяне?(малоземелье, большая сумма оброка и т.д.)
- Каковы же должны быть цели реформы?
Цели реформы государственных крестьян:
1) Повысить уровень жизни государственных крестьян;
2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;
3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.
- Реформа государственной деревни предусматривала:
·определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;
·для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности;
·создавалась “общественная запашка”;
·в государственных деревнях открывались школы;
·открывались медицинские и ветеринарные пункты
·запрещалась продажа крепостных за долги и разъединение семей,
·1842 г. – принят указ об “обязанных” крестьянах,
·разрешалось освобождение крепостных без земли,
·1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги,
·1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.
В случае необходимости возможно краткое пояснения по каждому из пунктов.
- Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее проведения? (реформа несколько смягчила остроту крестьянского вопроса., не удалось подать пример помещикам)
- Крепостное право в России продолжало сохраняться
5. Денежная реформа
- Помимо крестьянского вопроса был и еще ряд нерешенных проблем. Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102 млн руб. серебром. Незадолго до своей кончины Александр назначил министром финансов известного ученого – экономиста Е.Ф.Канкрина.
Рефлексия:
- А теперь давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во внутренней политике? (Создание III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной деревни, денежная реформа)
- Не смотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России? (нет, потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении самодержавия)
- Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный?
Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны.
Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании.
После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд.
Домашнее задание: П.26-27, даты.
Для сильных учащихся историческое сочинение по периоду «1825-1855гг.»
Автор(ы): Шагатдинова Н. М
Скачать: История 10кл - Конспект.docx