Класс: 10 УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г. Уровень: базовый Тема урока: Внутренняя политика Николая 1. Количество часов, отведенное на тему: 1 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме. Цели: 1. Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, определить характер внутриполитического курса власти в 1825-1855; 2. Показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека. Задачи: Образовательные: Основные даты: 1825 – 1855 гг.- правление императора Николая I; 1826 г. – создание III Отделения царской канцелярии; 1833 г. – опубликован Свод действующих законов государства; 1837 – 1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами. Персоналии: А.Х.Бенкендорф; М.М.Сперанский; В.П.Кочубей; П.Д.Киселев. Воспитательные: воспитывать интерес к личности Николая 1, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности. Развивающие: продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе. Тип урока: изучение новой темы. План урока: 1. Начало правления Николая I. 2. Кодификация законов. 3. Строгость политического режима – III Отделение и цензура. 4. Попытка решения крестьянского вопроса. 5. Денежная реформа. Содержание урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала: Вводное слово учителя: “Внутренняя политика Николая I.” - На уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы: 1. Начало правления Николая I. 2. Кодификация законов. 3. Строгость политического режима – III отделение и цензура. 4. Попытка решения крестьянского вопроса. 5. Денежная реформа. - А в конце урока ответить на вопрос - Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный? 1. Начало правления Николая I - Прежде всего давайте вспомним, при каких обстоятельствах Николай I взошел на престол? (восстание декабристов) Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. В России на каждого нового царя возлагались большие надежды. В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни писал А.С.Пушкин. Опережающее задание: Послушайте сообщение, какой человек получил абсолютную власть в России, какое образование получил, какие черты характера были ему присущи. - Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. - Какие события не могли не отразиться на личности императора?(Убийство отца, восстание декабристов). - Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. Перед ним открылась неприглядная картина российской действительности. Была составлена записка секретаря Боровкова, в которой учитывались идеи декабристов. Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, особо напоминает дворянину о его значении “ограды престолу”, обещает, что потребность в преобразованиях получит удовлетворение не от “дерзостных мечтаний, всегда разрушительных”, а путем правительственных реформ. Итак, Николай I понимал необходимость преобразований и обещал их. Преобразования начались с реформ государственного управлении - В декабре 1826 года создан секретный комитет под руководством реформатора Кочубея, которому было поручено составить проект государственной реформы. Сделать это комитету не удалось - Как изменилась структура по сравнению с периодом правления Александра I ? Что появилось нового? Что сохранилось? (Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. Многие, даже мелкие решения, принимались центральными органами власти. Кто готовил бумаги, работая во всех органах власти? (Чиновники) - При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат, численность выросла с 15 до 90 тысяч, действовал он тяжело, неповоротливо. Чиновники не отвечали за принимаемые решения, брали взятки. Бюрократ, взяточник, стали настоящими символами эпохи. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”. - В первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая I оказался ряд крупных государственных деятелей. С ними связаны главные достижения николаевского царствования. 2. Кодификация законов - Как мы уже говорили, в первые годы правления новый царь стремился сам решать важнейшие и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М.М.Сперанским. Главной его задачей должна стать подготовка единого Свода законов. Опережающее задание: Сообщение учащегося Сперанский Михаил Михайлович, 3 – 4 мин. - Итак, оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу не возможно решить без четко составленных законов. Прежде всего были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51-м томе “полного собрания законов Российской империи”. Затем началась более сложная работа: все действующие законы были расположены по определенной схеме, были устранены имевшиеся между ними противоречия. Такая работа называется кодификацией законов. В 1832 году было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи”, 45 томов. В состав ПСЗ вошли все законы, изданные начиная с “Соборного Уложения”1649 г. до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке А в 1833 - “Свод законов Российской империи”, 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно – систематическом порядке Свод законов был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного (высший российский орден) и возложил его на Сперанского Это Свод немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников., однако каких – либо изменений в существующую политическую систему империи он не внес. 3. Строгость политического режима – III отделение и цензура - Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах. Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А.Х.Бенкендорф. Самостоятельная работа с документом - Обратитесь к документу и определите конкретный круг обязанностей III отделения. ДОКУМЕНТ № 1: “…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…” (Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53) Коллективная работа с текстом на доске, определение ошибок, обсуждение. Прочитаем текст и определим ошибки (ответ: пункты 5) и 10) в компетенцию III-го отделения не входили) - Для обуздания “распустившейся” печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками “чугунным” (слайд № 22) - Каковы результаты деятельности Николая I в области государственного управления? - Свидетельствуют ли изменения об удовлетворении потребности в переменах? - Таких изменений ждала мыслящая Россия? Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив, самодержавие окрепло. Многие историки называют этот период апогеем самодержавия. Положительным итогом является проведенная кодификация законов. 4. Попытка решения крестьянского вопроса - Следующим важным направлением внутренней политики Николая I было решение крестьянского вопроса. Самостоятельная работа с документом. - Ознакомимся с документом и ответьте на вопросы - Как Николай I относился к крепостному праву? - Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права? - Почему император считал, что отмена крепостного права стало бы “посягательством на общественное спокойствие”? ДОКУМЕНТ № 2 Речь Николая I в заседании Государственного совета 30 марта 1842 года “ Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперьбыло бы делом еще более губительным. Покойный император Александр в начале своего царствования имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно еще преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же никогда на это не решусь, считая, что если время, когда можно будет приступить к такой мере, вообще очень еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о том был бы не что иное, как преступное посягательство на общественное спокойствие и на благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может доходить буйство черни…. Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдению ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда. Но если положение таково, что оно не может продолжаться, и если вместе с тем и решительные к прекращении. Его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякой переменой, хладнокровно обсудить ее пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа…” - Итак, Николай I понимал необходимость отмены крепостного права, но считал опасным его отменять. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, т.к. они являлись собственностью дворян. - Улучшение положения каких крестьян было во власти Николая - П.Д. Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Опережающее задание сообщение учащегося 3-4 мин. Киселев, Павел Дмитриевич - В 1837 г.П.Киселев начал реформу государственных крестьян - Вспомните, какие трудности испытывали крестьяне?(малоземелье, большая сумма оброка и т.д.) - Каковы же должны быть цели реформы? Цели реформы государственных крестьян: 1) Повысить уровень жизни государственных крестьян; 2) Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян; 3) Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян. - Реформа государственной деревни предусматривала: ·определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела; ·для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; ·создавалась “общественная запашка”; ·в государственных деревнях открывались школы; ·открывались медицинские и ветеринарные пункты ·запрещалась продажа крепостных за долги и разъединение семей, ·1842 г. – принят указ об “обязанных” крестьянах, ·разрешалось освобождение крепостных без земли, ·1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги, ·1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. В случае необходимости возможно краткое пояснения по каждому из пунктов. - Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее проведения? (реформа несколько смягчила остроту крестьянского вопроса., не удалось подать пример помещикам) - Крепостное право в России продолжало сохраняться 5. Денежная реформа - Помимо крестьянского вопроса был и еще ряд нерешенных проблем. Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102 млн руб. серебром. Незадолго до своей кончины Александр назначил министром финансов известного ученого – экономиста Е.Ф.Канкрина. Рефлексия: - А теперь давайте вспомним, какие же мероприятия были проведены Николаем I во внутренней политике? (Создание III Отделения, устав о цензуре, реформа государственной деревни, денежная реформа) - Не смотря на все эти преобразования, произошли серьезные изменения в России? (нет, потому, что цель этих преобразований заключалась в сохранении и усилении самодержавия) - Так какой же характер носила внутренняя политика Николая I: консервативный или либеральный? Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны. Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании. После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд. Домашнее задание: П.26-27, даты. Для сильных учащихся историческое сочинение по периоду «1825-1855гг.»
Автор(ы): Шагатдинова Н. М
Скачать: История 10кл - Конспект.docx