Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

17 Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 17
    Цели урока: :раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Задачи:Образовательные: -выяснить в чем состояла политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде;
    -выяснить предпосылки возрождения Руси.
    Развивающие: -устанавливать причинно-следственные связи;
    -анализировать источники, выделять главное и второстепенное, приводить примеры из них для подтверждения выдвигаемых суждений;
    -уметь формулировать вопросы, вести диалог.
    Воспитательная: 
    -формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику
    -привлечение внимания к таким чертам характера А. Невского как смелость, мужество, любовь к Родине
    Планируемые результаты: научиться давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
    Тип урока: комбинированный.
    Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта, раздаточный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I.Организационный момент 
    Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
    II.Актуализация знаний
    Работа по карточкам (см. Приложение) 
    III. Целеполагания.
    Учитель: В XIII веке Русь оказалась между двух угроз -  с  Запада (крестоносцы) и угрозой с Востока (монгольское нашествие). На предыдущих уроках именно об этом мы начали говорить.
    О каком князе идет речь? 
    «…прославил сей князь себя еще в юности, борясь с немецкими и шведскими рыцарями. Став великим князем… всячески оберегал Русь от вторжений врага».
    Учащиеся: Александр Невский
    Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, что владимирский престол оказался свободен. Но, чтобы его занять, русским князьям требовалось разрешение монгольского хана. Как называлась ханская грамота, дававшая право на княжение?
    Учащиеся: ярлык.
    IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
    1)Рискованная поездка в Орду
    Учитель: В 1246 г. во Владимир из Каракорума привезли тело великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича.Он был отравлен. Владимирский престол оказался свободен.
    Наиболее авторитетным князем на Руси был сын Ярослава — Александр Невский. Его военные победы гремели по всему тогдашнему миру, его дипломатический талант был широко известен. Монгольские правители опасались его. Они приказали Александру прибыть в Каракорум якобы для того, чтобы даровать ему ярлык на великое княжение. Но Александр медлил, понимая, что его ждет участь отца. Во главе сильной дружины он явился во Владимир на похороны отца, что вызвало недовольство монгольских правителей. Они отдали ярлык на великое княжение брату Ярослава Всеволодовича. Затем Батый еще раз позвал Александра Невского в Орду. 
    В послании хана говорилось: «Один ты не хочешь покориться мне. Но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь от меня честь». Александру пришлось подчиниться. Батый был поражен умом князя и воскликнул: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему!»
     2.Два разных подхода к отношениям с Ордой
    Александр Невский в дальнейшем решит сотрудничать с монгольскими ханами. Почему? Ваши предположения?
     Учащиеся: Он осознавал невозможность противостоять монголо-татарам военным путем, поэтому  единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения было сотрудничество с ними.
    Учитель: Так какой же мы сделаем вывод о политике Александра Невского в отношении с монголами?
    Учащиеся: Осторожная политика, сотрудничество
    Учитель: Есть и другой подход. Пока Александр был в Орде, Андрей вместе с младшим братом поднял восстание против ордынских завоевателей. Действиями братьев руководило ущемленное самолюбие Андрея, который всегда находился в тени славы своего знаменитого брата и теперь, лишившись титула великого князя, бросил ему открытый вызов. О какой политике можно говорить в этом случае?
    Учащиеся: Открытое противостояние против Орды.
    Учитель: Это были два разных подхода к отношениям с Ордой: с одной стороны - осторожная, взвешенная, дальновидная политика Александра Невского, который ненавидел Орду, но опасался идти на конфликт с нею, с другой удалая, нерасчетливая политика Андрея Ярославича. 
    К каким последствиям могла привести политика Андрея Ярославича прочитайте на странице 174-175 учебника и ответите на вопрос: что предприняли ордынцы для обложения новой данью русское население?
    Учащиеся: Ордынцы, выполняя приказ великого хана Монголии, начали перепись русского населения для его обложения новой данью. 
    Учитель: В каком году это произошло?
    Учащиеся: 1257 г.
    Учитель: К чему привел такой шаг со стороны Орды?
    Учащиеся: Северо-Восточная Русь покорилась, а жители Новгорода возмутились. Во главе них встал сын Невского — новгородский князь Василий. Александр Невский повел рать на Новгород, изгнал сына и вместе с ордынцами провел перепись. 
    Учитель: Как вы думаете, почему Александр Невский пошел против своего сына? И как вы оцениваете его поступок?
    Учащиеся: Этим было предотвращено появление на Руси новой карательной экспедиции.
    Учитель: Каковы последствия политики Андрея Ярославича для русского народа? 
    Учащиеся: Ордынцы вновь разорили восставшие земли.
    3.Русь поднимает голову. Великие «малые дела».
    Учитель: Все свои силы и организаторский талант Александр Невский направил на возрождение Руси. Он первым из русских князей начал укрывать часть ордынского выхода, тем самым сохраняя средства для восстановления Руси.
      Александр отправился в Орду отмаливать своих воинов, а основную часть войска послал в Прибалтику для войны с крестоносцами. Продержав князя в Орде несколько месяцев, хан отпустил его на Родину. Возвращаясь, князь занедужил, несколько дней пролежал в Нижнем Новгороде, затем направился дальше, но в пути почувствовал себя хуже и 14 ноября 1263 г. Александра Невского не стало. 
    За подвиги и страдания во имя Отечества Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. День его памяти - 23 ноября (6 декабря). 
    Общий подъем Северо-Восточной Руси в конце XIII — начале XIV в. был более мощным, чем в южных и юго-западных русских княжествах — Киевском, Черниговском, Галицко-Волынском. Чем же объяснялся этот подъем? Почему со временем именно Северо-Восточная Русь, а не богатый солнечный Юг оказалась лидером русских земель? 
    Прочитайте учебник на странице 177  и выпишите причины возвышения в тетрадь.
    Учащиеся: работа с текстом учебника. 
    4)Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси.
    Учитель: Какую роль в подъеме Руси играла Церковь? 
    Индивидуальная работа с текстом учебника ст. 178-179. 
    Ответы учеников.
    5)Возрождение ремесла, торговли, сельского хозяйства.
    Учитель: Работа в группах.
    Читая учебник, каждая группа должна подготовить сообщение:
    1 группа: Развитие ремесла.
    2 группа: Торговля.
    3 группа: Сельское хозяйство.
    Ответы групп.
    Учитель: Таким образом, экономическое развитие русских княжеств и земель создавало важные предпосылки для объединения страны и начала борьбы за освобождение монгольской зависимости.
    V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов 
    Какова же роль Александра Невского в истории России?
    Каждый ученик высказывает свою точку зрения.
    VI. Рефлексия.
    Что вы узнали сегодня нового? 
    VII. Домашнее задание.
    §13. Проблемное задание: Существует гипотеза, что если бы Александр Невский сделал свой выбор в пользу Запада, то развитие Руси пошло бы значительно более быстрыми темпами. Предположите свою точку зрения по этому поводу.
    
    Приложение
    
    1. Александр Невский победил в битве на Неве:
    1) половцев;
    2) крестоносцев;
    3) шведов;
    4) ордынцев.
    2.После победы в Невской битве князь Александр:
    1) был канонизирован новгородцами;
    2)  был изгнан новгородцами за покушение на вольности города;
    3) получил от новгородцев дополнительные полномочия;
    4)  получил право самостоятельно собирать с новгородцев дань,
    3.В 1240 г, крестоносцы не захватили:
    1)  Псков;
    2)  Изборск;
    3) Тесово;
    4) Ладогу,
    4. В 1240 г. крестоносцы захватили:
    1) Изборск;
    2) Владимир;
    3)  Суздаль;
    4) Рязань.
    5. Невская битва завершилась:
    1) поражением новгородского ополчения;
     2) разгромом чуди и веси;
    3) победой князя Александра Ярославича;
    4)  разгромом ордынского войска.
    6. В результате Ледового побоища:
    1) приостановлено продвижение крестоносцев на восток;
    2) дан отпор войску хана Батыя;
    3)  потерпел поражение отряд ярла Биргера;
    4)  остановлена агрессия эстов и води против новгородцев,
    7. 5 апреля 1242 г. произошло сражение:
    1)  на р. Каяле;
    2) у озера Дурбе;
    3) на р. Неве;
    4)  на Чудском озере.
    8. Победитель в Невской битве и Ледовом побоище — это:
    1)  Всеволод Большое Гнездо;
    2) Ярослав Всеволодович;
    3)  Владимир Святославич;
    4) Александр Ярославич.
    9. Прозвище «Невский» князь Александр Ярославич полу¬чил за:
    1) проведение переписи населения в Новгороде;
    2) поездку к хану Золотой Орды за ярлыком;
    3) победу над крестоносцами;
    4) разгром шведов.
    10. Главой Ливонского ордена, образовавшегося в Восточной Прибалтике в 1237 г., был:
    1) король Пруссии;
    2) папский легат;
    3)  великий магистр;
    4) император Священной Римской империи.
    11. Боевой порядок немецких рыцарей, при котором во главе рас¬полагались тяжеловооруженные конные воины, назывался: 
    1) воронка;
    2)свинья;
    3) лебедь;
    4) черепаха.
    12. Прочитайте отрывок из поэмы К.М, Симонова,
    Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом, тремя рядами конных башен они вломились напролом... Речь идет о:
    1) битве на Липице;
    2) битве на Альте;
    3) Ледовом побоище;
    4) битве на Ворскле.
    13. Итог военно-политической деятельности князя Алексан¬дра Ярославича заключался в:
    1) обеспечении безопасности границ Руси на северо-западе;
    2) свержении ордынского ига;
    3) отражении нашествия Батыя;
    4) заключении мира с Золотой Ордой.
    14. Кому приписывают слова: «Кто к нам с мечом придет; от меча и погибнет»?
    1) Юрию Ингваревичу;
    2)  Владимиру Святославичу;
    3) Александру Ярославичу;
    4)  Юрию Всеволодовичу.
    15. Кому приписывают слова: «Не в силе Бог, но в правде»?
    1)  Владимиру Святославичу;
    2)  Александру Ярославичу;
    3) Мстиславу Удалому;
    4)  Всеволоду Большое Гнездо, ^
     16. Прочитайте фрагмент летописи.
    И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двину¬лось замерзшее озеро, и не видно было льда, ибо по¬крывалось оно кровью… Летопись описывает битву:
    1) на р. Каяле;
    2) у озера Дурбе;
    3) на р. Неве;
    4) на Чудском озере,
    17. Прочитайте отрывок из исторического источника.
    Приехавшие в Новгород в 1242 г, послы-крестоносцы клялись: «Что заяли [заняли] мы мечом… оттого от все¬го отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите»,
    Источник повествует о:
    1)  Ледовом побоище;
    2)  Грюнвальдской битве;
    3)  сражении па р. Воже;
    4)  сражении на р. Сити,
    
    18. Прочитайте фрагмент «Повести о житии Александра Невского». Ответьте на вопросы.
    Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий, ему была поручена стража морская... Увидел он ратников, идущих против князя Александра, и решил, что расскажет князю о станах их и укреплениях. И стоял он на берегу моря, следя за обоими путями, всю ночь пребывая в бдении. Когда же начало восходить солнце, услышал он страшный шум на море и увидел корабль один, плывущий по морю, а посредине стоят мученики Борис и Глеб в красных одеждах, держа руки на плече другу друга.., И сказал Борис: «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему Александру»,,,
    Вскоре приехал князь Александр, Пелгусий,,. радостно поведал ему одному о видении, Князь же сказал: «Никому не рассказывай об этом», И поспешил он напасть на врага. В 6 часов дня... была жаркая сеча с римлянами, и побил он их бесчисленное множество, и самому королю наложил печать на лицо острым своим копьем. Здесь же из полка его явилось б мужей храбрых. Один, именем Таврило Алексин, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конем с доски в воду; и Божьей милостью остался невредим и снова напал на них и бился с самим воеводой среди их войска, Второй новгородец, по имени Сбыслав Якунович; этот не раз наезжал на их войско и сражаясь одним топором, без страха в душе своей, и несколько врагов пало от руки его, и дивились силе и храбрости его. 3-й, Яков, родом полочанин, был ловчим у князя; этот наехал на войско с мечом, и похвалил его князь, 4-й новгородец, по имени Меша; этот пешим напал на корабли и уничтожил с дружиной своей 3 корабля. 5-й, из младших дружинников, именем Савва; этот въехал в большой королевский шатер златоверхий и подсек столп шатерный; полки Александра, увидев, что пал шатер, весьма обрадовались, 6-й, из слуг князя, именем Ратмир; этот бился пешим, и окружили его во множестве враги, и от многих ран он скончался,
    Вопросы:
    1)  Какие слои русского населения принимали участие в Невской битве? Укажите не менее трех слоев.
    2) Каковы причины победы русских войск в Невской битве? Ответ составьте на основании документа и материала учебника.
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx