Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

66 Россия в годы правления Александра III (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России  XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Россия в годы правления Александра 3.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цель: оценка личности и деятельности Александра III, создание условий для осознания и осмысления материала средствами технологии критического мышления, развивающего обучения.
    Задачи:
    Образовательная: расширить знания учащихся о внутренней и внешней политике Александра III
    Развивающая: продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе.
    Воспитательная: воспитывать интерес к личности Александра III, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности.
    Планируемые результаты:
    Метапредметные умения
    Личностные УУД:
    - определять правила работы в группах;
    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
    Регулятивные УУД:
    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    - составлять план и последовательность действий;
    - осуществлять самоконтроль;
    - выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
    Познавательные УУД:
    - проводить поиск информации;
    - проводить анализ учебного материала;
    - устанавливать причинно-следственные связи;
    - строить логические цепочки рассуждений, доказательств.
    Коммуникативные УУД:
    - уметь слушать и вступать в диалог;
    - уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
    - уметь выражать свои мысли
    Использованные технологии:
    технология критического мышления;
    технология проблемного обучения; развивающего обучения
    Оборудование: рабочая тетрадь 2, карточки-задания, ксерокопии документов, атлас.
    Основные понятия: контрреформа, миротворец,
    Тип урока: комбинированный.
    
    
    ХОД УРОКА
    
    1. Организационный момент.
    2. Проверка д/з: тест «Либеральные реформы Александра 2» (Приложение №1)
    3. Актуализация знаний:
    Впервые вы с этим человеком, императором познакомились в 8 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, что на протяжении урока у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом правителе. А чтобы узнать имя этого правителя, я прочитаю несколько цитат о нем. Вы в свою очередь назовете имя правителя, а, следовательно, и тему урока.
    1. Послушайте небольшой отрывок из стихотворения:
    Рукой железной правя твердо,
    Ты порождал любовь и страх,
    И Флаг Российский реял гордо
    В нам чуждых странах и морях.
    Таких Царей, как Ты, не будет,
    Вот почему Ты мог сказать:
    «Когда Царь Русский рыбу удит –
    Европа может подождать!»
    
    Этот очерк написан замечательной современной писательницей Еленой Семёновой.
    
    2) С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »
    
    1. “Император повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60–70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С.С. Ольденбург) 
    
    Итак, тема урока…
    
    III. Изучение нового материала:
    Запишите тему урока. Итак, как я уже сказала, с личностью Александра III вы встречались в 8 классе. Вспомните, пожалуйста, что вам известно о нем, но для начала начертите таблицу. И в первой колонке запишите, что вам известно об этом правителе.
    Что я знаю?
    Что я хочу узнать?
    Что я узнал?
    
    
    
    Прочтите, что вы записали? Скажите, достаточно ли нам этих знаний, чтоб сформировать целостное представление о личности Александра III, о его деятельности? Нет.
    А что вам хотелось бы узнать сегодня? Запишите во второй колонке вопросы, на которые хотите получить ответы.
    Как можно сформулировать общую цель урока? Ответы учащихся.
    Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Александра III. А в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос: внутренняя политика Александра III – это контрреформы,т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или продолжение великих реформ 60-70-х гг.
    
    Мы с вами будем работать в группах.
    Для начала я предлагаю послушать сообщение по теме: «Александр III-воспитание и характер».
    К.Айабас- сообщение «Личность Александра 3»
    Сегодня мы с вами будем создавать проекты.
    1 группа – историки
    Задание: подготовить мини-проект по теме: «Реформы и контрреформы Александра III»
    Задача: выяснить, внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или это продолжение великих реформ 60-70-х гг.
    2 группа – политологи
    Задание: подготовить мини-проект по теме: «Внешняя политика Александра III»
    Задача – охарактеризуйте основные направления внешней политики России в правлении Александра III и оцените ее результаты.
    3 и 4 группа – экономисты.
    Задание для 3 группы: подготовить мини доклад «Развитие сельского хозяйства в России после крестьянской реформы.
    Задача: - Перечислите характерные черты развития крестьянского хозяйства во второй половине XIXв. »
    Задание для 4 группы: подготовить мини-проект по теме: «Развитие промышленности в годы правления Александра III»
    Охарактеризуйте правительственную политику по отношению к промышленности в годы правления Александра III. Перечислите основные положения экономической реформы С.Ю. Витте. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIXв. и меры правительства по урегулированию рабочего вопроса.
    Выступление групп: 4 группы.
    
    Закрепление изученного материала:
    1. Работа с текстом. Выполнение заданий ЕГЭ
    2. Ниже приведены две из существующих точек зрения на внутреннюю политику Александра III:
    1.Внутренняя политика Александра III в итоге привела страну к политическому кризису начала ХХ в.
    2. Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны.
    Укажите, какая из точек зрения вам представляется более убедительной и предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
    1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы
    При поддержке Внутренняя политика Александра III Д.А. Толстой и его преемник И.Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860-1870-х гг.
    Приведите не менее двух примеров, так называемых контрреформ в социальной сфере. Чем были вызваны контрреформы в сфере народного просвещения? Укажите не менее двух обоснований.
    1. Ниже приведены две из существующих точек зрения на характер политики Александра III:
    1.Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х-начале 1890-хгг. «Целых тридцать Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».
    2. Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70 –х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
    Укажите, какая из точек зрения вам представляется более убедительной и предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
    1. Составьте исторический портрет Александра III
    2. Составьте синквейн по теме «Александр III»
    V. Подведение итогов урока:
    - Итак, внутренняя политика Александра III – это контрреформы,т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или продолжение великих реформ 60-70-х гг.
    
    Ну что ж, нам остается подвести черту, хотя, скорее всего, она будет условна, т.к. мы вновь с вами увидели насколько противоречива деятельность Александра III, выступающего и в роли реформатора, и в роли консерватора. Возможно, в ходе обсуждения, вы утвердились в своем мнении, возможно, ваши представления изменились…
    Рефлексия
    
    Домашнее задание: (по выбору)
    А) сочинение –эссе: «Роль Александра III в укреплении российской государственности».
    Б) написать характеристику на Александра III.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение №1.
    Либеральные реформы 60-70 г.г. XIX в.
    1. Напишите три причины отмены крепостного права?
    2. Опишите значение отмены крепостного права?
    3. В чём причины проведения либеральных реформ Александром II?
    4. В России  крепостное право отменили в:
    1) 1859 г.
    2) 1861 г.
    3) 1862 г.
    4) 1866 г.
    5. Судебная реформа была проведена в:
    1) 1860 г.
    2) 1863 г.
    3) 1864 г.
    4) 1865 г.
    6.  Земская реформа была проведена в:
    1) 1863 г.
    2) 1864 г.
    3) 1870 г.
    4) 1876 г.
     7. Городская реформа была проведена в:
    1) 1866 г.
    2) 1867 г.
    3) 1869 г.
    4) 1870 г.
    8. Военная реформа была проведена в:
    1) 1870 г.
    2) 1874 г.
    3) 1875 г.
    4) 1876 г.
    9. Что заставило правительство Александра II провести отмену крепостного права:
    1) поражение в Крымской войне
    2) требование радикальной части дворянства освободить крестьян
    3) рост крестьянских волнений
    4) все выше перечисленное
    10. Какие из перечисленных положений составляли содержание судебной реформы 1864 г.:
    а) получение помещиками права суда над крестьянами
    б) участие адвоката в судебном процессе
    в) отмена права императора на помилование
    г) состязательность судебного процесса
    д) отмена высшей судебной власти сената
    е) участие в судебном процессе присяжных заседателей 
    Укажите верный ответ
    1) АБВ 	2) БГЕ		3) ВГД	4) ГДЕ
    8. Что получили крестьяне в 1861 г.:
    1) свободу от царских повинностей
    2) личную свободу
    3) право выхода из общины
    4) все выше перечисленное
    9. Когда в судебный процесс в России был введен адвокат:
    1) 1869 г.
    2) 1856 г.
    3) 1864 г.
    4) 1870 г.
    10.  Военная реформа 1874 г.:
    1) вводила всеобщую воинскую повинность
    2) сохраняла 20-летний срок службы
    3) объявляла новый рекрутский набор
    4) сокращала сроки воинской службы до 6 лет
    11. Проведите линии в схеме
    Военная реформа
    Сухопутные войска
    
    а) 6 лет
             1)  Срок действительной службы
    
    б) 9 лет
             2) Время нахождения в запасе
    
    в) 10 лет
    
    
    
    Флот   
    
    а) 7 лет
              1) Срок действительной службы
    
    б) 15 лет
              2) Время нахождения в запасе
    
    в) 3 года
    12. Заполните пропуски
    1) От воинской службы освобождались _______________
    2) Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза ____________________________
    13. Император Александр II был назван Освободителем, т.к.:
    1) освободил из ссылки пострадавших при Павле I
    2) издал указ о «вольных хлебопашцах»
    3) освободил страны Европы от власти Наполеона
    4) освободил крестьян от крепостной зависимости
    14. Какие из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков крепостничества в русской деревни в 1861-1881 г.г.
    а) выкупные платежи
    б) барщина
    в) отработки
    г) право крестьян переходить в другие сословия
    д) крестьянское предпринимательство
    е) право крестьян покупать землю
    Укажите верный ответ
    1) АВГ	2) БВЕ		3) АБВ		4) ВДЕ
    15. Какие из перечисленных явлений, событий относились к Крестьянской реформе 1861 г.
    а) освобождение крестьян от личной зависимости
    б) издание указа о «вольных хлебопашцах»
    в) сохранение помещичьего землевладения
    г) право крестьян переходить в другие сословия
    д) переселение крестьян на хутора
    е) объединение крестьянских участков в единый отруб
    Укажите верный ответ
    1) АВГ	2) БВГ		3) АВД		4) ГДЕ
    16. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 г. назывался:
    1) наделом
    2) отрубом
    3) имением
    4) вотчиной
    17. Заполните пропуск
    Временнообязанное состояние крестьян - это______
    18. Заполните пропуск
    Выкупные платежи - это__
    19.Функции земств заключались:
    1) в осуществлении политической власти на местах
    2) в выполнении полицейских функций
    3) в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения
    4) в сборе налогов	
    20.  Заполните пропуск
    Отрезки- это____________
    21. Заполните пропуск
    Мировые посредники - это___________
    22.Укажите причину, побудившую Александра II провести военную реформу:
    1) подготовка к началу Кавказской войны
    2) поражение России в Крымской войне
    3) обострение отношений между Антантой  и Тройственным союзом
    4) неудачи русской армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 г.г.
    23. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х годов, были:
    1) земские соборы
    2) земства
    3) соседские общины
    4) городские веча
    24. Размер земельного участка зависел от количества в семье:
    1) мужчин
    2) женщин
    3) детей
    4) ни от чего не зависел
    25. Крестьяне деревни объединялись в:
    1) родовую общину
    2) соседскую общину
    3) крестьянскую общину
    4) ни во что не объединялись
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx