Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

21 Иван III - государь всея Руси (Скляров Н.В)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета История России
    Класс 10 класс
    УМК (название учебника, автор, год издания) История России с древнейших времен до конца 19века, автор Сахаров, 2004г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) Базовый уровень
    Тема урока  Образование единого государства – России. Иван III
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы1 час
    Место урока в системе уроков по теме Урок изучения новых знаний и формирования умений
    Цель урока формирование исторического сознания и критического мышления школьников через осмысление процесса образования единого русского государства и роли в нем Ивана III.
    Задачи урока
    Планируемые результаты По окончанию изучения темы ученик:
    - дает характеристику причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в. и ее влияние на дальнейшую судьбу страны
    - определяет признаки централизованного государства;
    - анализирует содержания Судебника 1497 г.;
    - дает развернутую характеристику общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.
    - проявляет умения работы с документами.
    - дает определения понятий.
    Техническое обеспечение урока дидактический раздаточный материал (карточки), фрагменты из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, настенная карта «Образование Русского централизованного государства», атласы.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока
    Программное содержание: Национальный подъем после Куликовской победы. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времен феодальной войны второй четверти XV в. Политические и духовные лидеры, позиции сословий. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Присоединение земель. Разрыв с Ордой – сражение на реке Угре, освобождение от иноземного ига.
    Основная мировоззренческая идея: процесс объединения русских земель, образование единого государства способствовали консолидации русских людей, началу складывания великорусской народности.
    Основные понятия: автокефальная церковь, боярская дума, местничество, пожилое, поместье, приказы
    Основные даты: 1425-1453 гг. – феодальная война. 1462-1505 гг. — княжение Ивана III.1478 г. – окончательное присоединение Новгорода к Москве. 1480 г. – стояние на Угре.1485 г. – присоединение Твери к Москве. 1497 г. – принятие Судебника Ивана III.  XV-начало XVI в. – создание ансамбля Московского Кремля.
    Имена исторических деятелей: Василий II Темный, Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Юрий Дмитриевич, Иван III
    План изучения нового материала:
    1. Феодальная война второй четверти XV в.
    2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.
    3. Судебник 1497 г.
    4. Свержение ига Орды.
    
    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
    Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, психологический настрой на урок.
    На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности.
    
    II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
    Письменный опрос:
    по карточкам – 3 человека.
    остальные – пишут терминологический и хронологический диктанты
    За партами индивидуально.
    III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
    Вступительное слово учителя:
    XIV век стал весьма значимым в истории Руси. Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь. Умирая, он передал владимирское великое княжение как свою вотчину, не спрашивая согласия хана, своему сыну Василию и выразил надежду, что «Бог переменит Орду», то есть освободит Русь от ига.
    Можно ли говорить о возникновении в XV в. государства - России? Давайте разберемся. Тема урока: Образование единого государства – России. Иван III.
    Запись в тетрадь темы урока.
    IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Феодальная война второй четверти XV в.
    Образное повествование с показом по карте:
    По завещанию 1389 г. Дмитрий Донской передал Москву и великое княжение своему сыну Василию I (1389-1425 гг.), и Тохтамыш вынужден был согласиться — у московского князя больше не было в Северо-Восточной Руси соперника достаточно сильного, чтобы с ханской помощью решить вопрос иначе. В 1392 г. Василий I присоединил к Москве Нижний Новгород, затем Муром, Городец, Мещеру, Тарусу, Ржев.
    Но внешнеполитическое положение Руси оставалось сложным. Активизировалась Литва (Витовт) и Орда (Едигей) – в которой начинался политический распад. Также безопасности наших южных рубежей начал угрожать правитель Средней Азии Тимур.
    После смерти Василия I на Руси начинается феодальная война. Повод – притязания на московский престол дяди Василия II Юрия Дмитриевича, князя звенигородско-галицкого.
    Война эта по своей сути была борьбой сторонников централизации, которых представляли великокняжеская власть, опирающаяся на московское боярство, дворянство и церковь, с противниками этого процесса — коалицией удельных князей во главе с Юрием Дмитриевичем.
    Работа с учебником:
    а) выборочное чтение.
    б) выписка в тетрадь итогов феодальной войны.
    Обобщение:
    Итак, итогами феодальной войны второй четверти XIV в. были:
    победа сил централизации;
    укрепление великокняжеской власти;
    русская церковь стала автокефальной.
    
    2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.
    Повествование:
    После кончины Василия II Темного в 1462 г. на престол вступил его сын и соправитель Иван IIIВасильевич (1462 - 1505). Время правления Ивана III было периодом образования основной территории России, формирования ее политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель
    Работа с документом:
    а) выборочное чтение.
    б) беседа по прочитанному:
    - Какие положительные черты характера выделяет в Иване III Н. М. Карамзин?
    - Какие отрицательные черты характера Ивана III подчеркивает автор?
    - Какова же общая характеристика Ивана III Васильевича, данная великим русским историком?
    Образное повествование с показом по карте:
    Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость Господина Великого Новгорода – его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства
    - какая форма правления была в Новгороде? Что было символом этого правления?
    Однако новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой (Посадницей) стремились сохранить самостоятельность республики и стали вести переговоры с Литвой. Иван III расценил это как политическую и религиозную измену
    Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони в 1471 г. привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород в 1477 – 1478 гг.
    В 1485 г. Иван III с войском вошли в Тверь, которую он передал в удельное владение своему сыну – Ивану Молодому.
    В том же, 1485 г. Иван III принял официальный титул «великий князь всея Руси». Так рождалось единое Русское государство, а в источниках того времени впервые появляется название «Россия». Гербом государства стал двуглавый орел
    - данное изображение встречается вам впервые? Откуда его могли заимствовать?
    Обобщение:
    Таким образом, к концу первой четверти сложилась территория единого Русского государства. Правда, внутри страны еще долгое время существовали удельные княжества братьев, а затем и сыновей Ивана III. Но великие князья последовательно ограничивали их права.
    3. Судебник 1497 г.
    Объяснение:
    Судебник 1497 г. – первый кодекс законов единой России. Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) и дворцовыми в уплате налогов в казну. В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах. В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки. В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
    Обобщение:
    Судебник 1497 г. опередил свое время, возможности централизации. Некоторые статьи его оказались невостребованными. Тем не менее, Судебник определил направления развития общегосударственного права.
    4. Свержение ига Орды.
    Сюжетное повествование:
    Объединив большую часть русских земель, Иван III начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань Орде. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью. В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Войска Ахмата подошли к реке Угре, притоку Оки. Однако форсировать ее татары не решились.
    У устья Угры осенью 1480 г. разыгрались многодневные сражения. Попытки ханской конницы перейти реку русские ратники отбили огнем из пушек, пищалей, стрельбой из луков. Потеряв большое число воинов, Ахмат бежал от Угры в степи. Ему стало известно, что его владения в Орде подверглись нападению и погрому. Вскоре Ахмат погиб.
    Русь сбросила окончательно ненавистное иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий. Россия стала в полном смысле независимым и сильным государством.
    
    Обобщение: чтение учебника с. 157
    Образование русского централизованного государства
    Стояние на Угре
    V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ
    Повторительно-обобщающая беседа:
    - каковы причины феодальной войны и цели ее участников?
    - какое значение имела феодальная война для дальнейшей судьбы Руси?
    - какие выводы о характере общественных отношений, о государстве, жизни людей можно сделать на основании содержания Судебника 1497 г.?
    - почему можно утверждать, что в XV в. образовалось единое государство – Россия?
    VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
    Содержательная оценка УПД и ее результатов, выставление отметок в дневник.
    Продиктовать и объяснить д/з.
    Д/з: § 23, используя материал § 22—23, составить развернутый план по теме: «Образование единого государства — России в XV в.».
    
     
     
     
     

    Автор(ы): Скляров Н. В

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx