Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

18 Начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 час
    Место урока в системе уроков по теме: 18-19
    Цели урока: узнать о предпосылках и ходе объединения земель Руси вокруг Москвы 
    Задачи: Образовательные: показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса.
    - рассмотреть причины возвышения Москвы.
    - проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.
    - охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
    - проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке.
    - рассмотреть причины и последствия Куликовской битвы.
    Развивающие: развивать аналитическое мышление учащихся 
    Воспитательная: 
     - формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.
    Планируемые результаты: учащиеся узнают об особенностях территориальных изменениях;
     приходят к пониманию, что Куликовская битва сыграла важную роль в истории нашей страны.
    Тип урока: комбинированный.
    Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта, раздаточный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I.Организационный момент 
    Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
    II.Актуализация знаний
    Выслушивание мнений учащихся по проблемному вопросу: Существует гипотеза, что если бы Александр Невский сделал свой выбор в пользу Запада, то развитие Руси пошло бы значительно более быстрыми темпами. Выскажите свою точку зрения по этому поводу.
    III. Целеполагания.
    Учитель: В XIV-XV в. после раздробленности на Руси наступает период формирования единого Российского государства. Организатором объединения русских земель стало Московское княжество. Как вы думаете почему Москва?
    Учащиеся: высказывают предположение.
    IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
    Объединительный процесс продолжался около двухсот лет. Его можно подразделить на три этапа:
    Записи в тетрадь. 
    1) конец XIII века — 80-е годы XIV века. 
    2) 80-е годы XIV в.—1462 г.
    3) 1462— 1533 годы - завер­шается объединение русских земель вокруг Москвы и форми­руются общерусские государственные органы управления.
    Учитель: Создание русского централизованного государства было вызвано целым комплексом социально-экономических предпосылок.
    Записи в тетрадь:
    Предпосылки объединения Руси:
    1. Расселение и освоение новых земель.
    2. Развитие городов и торговли.
    3. Хозяйственный подъем.
    4. Возникновение новой формы землевладения поместья.
    Учитель: Объединению Руси способствовал ряд причин.
    Используя информацию учебника, выпишите причины возвышения Москвы. Каждую причину кратко охарактеризуйте. Выделите самую существенную, на ваш взгляд, причину. Аргументируйте свою точку зрения.
    Ответы учащихся.
    Учитель: Разделимся на 6 групп. Каждая группа получает: задание.
    1 группа. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель. Составьте  схему: Причины объединения русских земель.
    2 группа. Покажите противостояние  Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему  победу одержала  Москва?
    3 группа. Охарактеризуйте противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?
    4 группа.Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке. Составьте схему: Причины возвышения Москвы.
    5 группа. Охарактеризуйте политику московских князей  в конце XIII-XIV в. Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?
    6 группа. Охарактеризуйте политику Дмитрия Донского. В чем историческое значение Куликовской битвы.
    Ответы и самооценка групп.
    Учитель: XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монгольским захватчикам.
    V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
    Выполнение заданий по карточкам (см. Приложение)
    VI. Рефлексия.
    Составление синквейна «Дмитрий Донской».
    VII.Домашнее задание.
    § 14, 15, написать эссе на тему: «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» 
                                                                                                 В.О.Ключевский.
    
     
    Приложение
    
    Задание №1. В текст вставить пропущенные имена московских князей:
     «Первые московские князья выступают смелыми хищниками…Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы…
      Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы… Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич…Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель…Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью  Орды или без нее.  _______________
    Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…»
                                                                                              В.О.Ключевский.
    
    Задание № 2.Соотнести события и даты:
     -1327 г.                                       –Куликовская битва
     -1380 г.                                       –восстание в Твери
     -1375г.                                        -поход на Тверь
     -1328 г.                                       -ярлык на великое княжение получил Иван Калита.
     -1332 г.
    
                                                                
    2.Дайте развернутый ответ:
     Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?                                       
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx