Название предмета: история
Класс: 10.
УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
Тема урока: Начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 час
Место урока в системе уроков по теме: 18-19
Цели урока: узнать о предпосылках и ходе объединения земель Руси вокруг Москвы
Задачи: Образовательные: показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса.
- рассмотреть причины возвышения Москвы.
- проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.
- охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
- проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке.
- рассмотреть причины и последствия Куликовской битвы.
Развивающие: развивать аналитическое мышление учащихся
Воспитательная:
- формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.
Планируемые результаты: учащиеся узнают об особенностях территориальных изменениях;
приходят к пониманию, что Куликовская битва сыграла важную роль в истории нашей страны.
Тип урока: комбинированный.
Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта, раздаточный материал.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
Содержание урока:
I.Организационный момент
Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
II.Актуализация знаний
Выслушивание мнений учащихся по проблемному вопросу: Существует гипотеза, что если бы Александр Невский сделал свой выбор в пользу Запада, то развитие Руси пошло бы значительно более быстрыми темпами. Выскажите свою точку зрения по этому поводу.
III. Целеполагания.
Учитель: В XIV-XV в. после раздробленности на Руси наступает период формирования единого Российского государства. Организатором объединения русских земель стало Московское княжество. Как вы думаете почему Москва?
Учащиеся: высказывают предположение.
IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
Объединительный процесс продолжался около двухсот лет. Его можно подразделить на три этапа:
Записи в тетрадь.
1) конец XIII века — 80-е годы XIV века.
2) 80-е годы XIV в.—1462 г.
3) 1462— 1533 годы - завершается объединение русских земель вокруг Москвы и формируются общерусские государственные органы управления.
Учитель: Создание русского централизованного государства было вызвано целым комплексом социально-экономических предпосылок.
Записи в тетрадь:
Предпосылки объединения Руси:
1. Расселение и освоение новых земель.
2. Развитие городов и торговли.
3. Хозяйственный подъем.
4. Возникновение новой формы землевладения поместья.
Учитель: Объединению Руси способствовал ряд причин.
Используя информацию учебника, выпишите причины возвышения Москвы. Каждую причину кратко охарактеризуйте. Выделите самую существенную, на ваш взгляд, причину. Аргументируйте свою точку зрения.
Ответы учащихся.
Учитель: Разделимся на 6 групп. Каждая группа получает: задание.
1 группа. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель. Составьте схему: Причины объединения русских земель.
2 группа. Покажите противостояние Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?
3 группа. Охарактеризуйте противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?
4 группа.Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке. Составьте схему: Причины возвышения Москвы.
5 группа. Охарактеризуйте политику московских князей в конце XIII-XIV в. Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?
6 группа. Охарактеризуйте политику Дмитрия Донского. В чем историческое значение Куликовской битвы.
Ответы и самооценка групп.
Учитель: XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монгольским захватчикам.
V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов.
Выполнение заданий по карточкам (см. Приложение)
VI. Рефлексия.
Составление синквейна «Дмитрий Донской».
VII.Домашнее задание.
§ 14, 15, написать эссе на тему: «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…»
В.О.Ключевский.
Приложение
Задание №1. В текст вставить пропущенные имена московских князей:
«Первые московские князья выступают смелыми хищниками…Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы…
Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы… Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич…Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель…Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. _______________
Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…»
В.О.Ключевский.
Задание № 2.Соотнести события и даты:
-1327 г. –Куликовская битва
-1380 г. –восстание в Твери
-1375г. -поход на Тверь
-1328 г. -ярлык на великое княжение получил Иван Калита.
-1332 г.
2.Дайте развернутый ответ:
Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx