Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 час Место урока в системе уроков по теме: 18-19 Цели урока: узнать о предпосылках и ходе объединения земель Руси вокруг Москвы Задачи: Образовательные: показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса. - рассмотреть причины возвышения Москвы. - проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы. - охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. - проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке. - рассмотреть причины и последствия Куликовской битвы. Развивающие: развивать аналитическое мышление учащихся Воспитательная: - формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы. Планируемые результаты: учащиеся узнают об особенностях территориальных изменениях; приходят к пониманию, что Куликовская битва сыграла важную роль в истории нашей страны. Тип урока: комбинированный. Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта, раздаточный материал. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I.Организационный момент Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу. II.Актуализация знаний Выслушивание мнений учащихся по проблемному вопросу: Существует гипотеза, что если бы Александр Невский сделал свой выбор в пользу Запада, то развитие Руси пошло бы значительно более быстрыми темпами. Выскажите свою точку зрения по этому поводу. III. Целеполагания. Учитель: В XIV-XV в. после раздробленности на Руси наступает период формирования единого Российского государства. Организатором объединения русских земель стало Московское княжество. Как вы думаете почему Москва? Учащиеся: высказывают предположение. IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала. Объединительный процесс продолжался около двухсот лет. Его можно подразделить на три этапа: Записи в тетрадь. 1) конец XIII века — 80-е годы XIV века. 2) 80-е годы XIV в.—1462 г. 3) 1462— 1533 годы - завершается объединение русских земель вокруг Москвы и формируются общерусские государственные органы управления. Учитель: Создание русского централизованного государства было вызвано целым комплексом социально-экономических предпосылок. Записи в тетрадь: Предпосылки объединения Руси: 1. Расселение и освоение новых земель. 2. Развитие городов и торговли. 3. Хозяйственный подъем. 4. Возникновение новой формы землевладения поместья. Учитель: Объединению Руси способствовал ряд причин. Используя информацию учебника, выпишите причины возвышения Москвы. Каждую причину кратко охарактеризуйте. Выделите самую существенную, на ваш взгляд, причину. Аргументируйте свою точку зрения. Ответы учащихся. Учитель: Разделимся на 6 групп. Каждая группа получает: задание. 1 группа. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель. Составьте схему: Причины объединения русских земель. 2 группа. Покажите противостояние Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва? 3 группа. Охарактеризуйте противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва? 4 группа.Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке. Составьте схему: Причины возвышения Москвы. 5 группа. Охарактеризуйте политику московских князей в конце XIII-XIV в. Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель? 6 группа. Охарактеризуйте политику Дмитрия Донского. В чем историческое значение Куликовской битвы. Ответы и самооценка групп. Учитель: XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монгольским захватчикам. V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Выполнение заданий по карточкам (см. Приложение) VI. Рефлексия. Составление синквейна «Дмитрий Донской». VII.Домашнее задание. § 14, 15, написать эссе на тему: «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» В.О.Ключевский. Приложение Задание №1. В текст вставить пропущенные имена московских князей: «Первые московские князья выступают смелыми хищниками…Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы… Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы… Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич…Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель…Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. _______________ Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…» В.О.Ключевский. Задание № 2.Соотнести события и даты: -1327 г. –Куликовская битва -1380 г. –восстание в Твери -1375г. -поход на Тверь -1328 г. -ярлык на великое княжение получил Иван Калита. -1332 г. 2.Дайте развернутый ответ: Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx