Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

15 Монгольское нашествие на Русь (Дадабаева О.А)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: история
    Класс:10
    УМК: История России с древнейших времен до конца 16 века А.Н. Сахаров, 2004г.
     Уровень исторического образования: второй концентр
    Урок 9-10 Монгольское нашествие на Русь.(1 час)
    Общее количество часов по теме: 1
    Место в учебной теме ( тематического блока:. 11урок по теме  «Борьба Руси за независимость в 13 – начале 14 века’’)
    Цель урока: Показать героическую борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей.
    Задачи:
    I. Образовательная:
    - Определить характер и особенности Монгольского государства;
    - Раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар;
    - Показать героический характер обороны русских княжеств;
    - Выяснить историческое значение борьбы Руси против монголо-татарских завоевателей.
    II. Развивающая:
    - Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
    - Совершенствовать умения работы с картой
    III. Воспитательная:
    - Способствовать формированию патриотизма, чувства гордости за свою страну.
    6. Оборудование: тетради, учебник: А.Н. Сахаров « История России с древнейших времен до конца XVI века», карта, доска.
    7. Методы:
    - словесный,
    - наглядный,
    - практический.
    
    Планируемые результаты: знать материал о  героической борьбе русского народа против монголо-татарских завоевателей, характер и особенности Монгольского государства;  причины успехов завоевательных походов монголо-татар.
    Уметь:  осуществлять самостоятельную работу  с учебным материалом, с картой.
    План урока:
    I. Организация начала урока.
    II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
    III. Изучение нового материала.
    1. Образование монгольского государства. 
    2. Военные походы монголов.
    3. Битва на реке Калке.
    4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
    5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
    IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
    V. Подведение итогов урока.
    VI. Домашнее задание.
    Ход урока
    I. Организация начала урока.
    – приветствие
    – проверка присутствующих учеников на уроке.
    II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
    Учитель : О, светло, светло и прекрасно украшена Земля Русская!
    Многими красотами прославлена Ты: озерами многими, чистыми полями, дивными бесчисленными городами великими, селениями славными, храмами божьими, князьями грозными, боярами честными. Всем прославлена Земля Русская, о правовая вера христианская!
    Так описывает летописец Русскую Землю начала XIII века.
    А так ли было на Руси, как говорится в летописи?
    1. Что происходило с Русской Землей в начале XIII века?
    2. Почему учение называют новый порядок, установившейся Руси раздробленностью?
    3. Перечислите княжества Руси в эпоху феодальной раздробленности, крупнейшие земли.
    4. Каковы отрицательные последствия феодальной раздробленности.
    Итак: Русская Земля не была надежно защищена от вмешательства извне. Период раздробленности сопровождается упадком политического и военного могущества Руси, уязвимостью для внешних врагов.
    Учитель: открывает 2 слайд презентации к уроку.
    "О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
    "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  (Учитель зачитывает оба высказывания)
    Учитель: Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь на уроке, тема которого “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига”. (3 слайд)
    Ученики: записывают тему урока в тетрадь.
    Учитель: озвучивает цель урока и ставит задачу (слайд 4) углубить свои знания по вопросу “Монголо-татары и Русь” на основе историографии и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
    III. Изучение нового материала.
    1. Образование монгольского государства.
    Учитель: XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. Но прежде чем говорить о монгольском государстве, сначала разберем происхождение термина “монголо-татары”. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в XIII в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает “монголы, называемые татарами”.
    Учитель: раздает ученикам на парту (на два ученика) текст по теме с разным содержанием.
    Задание: работа с текстом. Ученики в течении 5 минут читают каждые свой текст. И отвечают на вопросы учителя.
    Вопросы:
    1. Как называлось место проживания монголо-татар?
    2. Главное занятие монголо-татар и основа их хозяйства?
    3. Что такое Великая Яса? Что она регулировала?
    4. На какой ступени развития находилисьмонголо-татары в XII веке?
    5. Какова социальная стурктура монголо-татар?
    6. Охарактеризуйте кратко монгольское войско?
    7. Кто стал первым правителем Монгольского государства?
    Учитель: сделайте вывод о возникновении государства у монголо-татар.
    Ученик: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Датой образования государства у монголо-татар является 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, который поставил цель завоевать весь мир.
    Запись в тетради:
    1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.
    2. Военные походы монголов.
    Учитель: Выносливые и смелые войны, монголы легко вели завоевательную политику.
    Задание: просмотр видео «Монголо-татарское нашествие» (2 мин. 15 с.) Заполнение таблицы.
    Вопросы:
    Назовите причины военных успехов монголов?
    Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.
    Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.
    Далее Чингисхан со своим войском поворачивает назад, а два лучших его полководца Джебе и Субедей совершают грабительский поход в Закавказье.
    С юга они вторгаются в половецкие степи и наносят им поражение.
    Таким образом, проделав огромный путь своих завоеваний, монголы доходят до половецких степей.(Показ по карте).
    3. Битва на реке Калке.
    Учитель: далее происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке. О которой заранее подготовил сообщение ученик.
    Задание с опережением.
    Ученик: делает сообщение о битве на реке Калке с показом по карте.
    Учитель: показывает слайды 10-11, посвященные этой битве.
    Запись в тетради: 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между моноголо-татарами и объединенным русско-половецким войском.
    Учитель: проблемные вопросы (слайд 13).
    Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?
    Ученики: предлагают варианты ответа. (борьба за власть).
    4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
    Учитель: Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Карокуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237 г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
    Запись в тетради (слайд 14):
    1236 г. была захвачена Волжская Булгария.
    1237-1238 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
    Учитель: (15 слайд) численность войска Батыя по разным подсчетам составляла.
    Венгерский монах Юлиан (XIII в.)
    Персидский историк 
    Рашид-ад-Дин (XIV в.)
    Современная отечественная историография
    135 тыс. воинов-монголов и 240 тыс. немонголов (рабов)
    129 тыс. воинов
    В. В. Каргалов — 40—50 тыс. воинов
    Д. В. Чернышевский — 55—65 тыс. воинов
    В. А. Кучкин — 37,5—75 тыс. воинов
    В. Б. Кощеев — 45—52 тыс. воинов-монголов и 80—90 тыс. воинов-немонголов
    Такие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.
    Русские войска противопотавляли:
    Рязань – 3-7 тыс. воинов.
    Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.
    Новгород – 7-10 тыс. воинов.
    Задание: просмотр видео «Монголо-татарское нашествие» (4 мин.-9 мин.) Выписать в тетрадь и отметить на карте последовательность завоеваний русских городов.
    Первым княжеством, пострадавшим от монголо-татар была Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
    21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах.
    Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина ЕвпатияКоловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести ему большие потери и героически погиб в бою.
    Задание: работа с текстом «Повесть о разорении Рязани Батыем».
    Вопросы:
    1.Прочтите текст и выясните кто такой ЕвпатийКоловрат?
    2. Где он находился в момент вторжения Батыя в Рязанскую землю?
    3.Докажите с помощью материала текста, что он проявил героизм.
    4.Что свидетельствует о мужестве рязанских дружинников?  
    5.Чем закончилось сражение и почему?
    Запись в тетради(16 слайд):
    21 декабря 1237 г. – разгромлена Рязань.
    Ученик: отрывок стихотворения о ЕвпатииКоловрате.
    Учитель: После разорения Рязани монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Один за другим пали такие города как Коломна – Москва – Владимир(7февраля 1238г) – Суздаль – Ростов – Ярославль – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров – Тверь и др.
    4 марта 1238 г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении.
    Запись в тетради (17 слайд):
    7 февраля 1238 г. – завоеван Владимир.
    4 марта 1238 г. – битва на реке Сить.
    Учитель: не дойдя 100 верст до Новгорода монгольское войско повернуло обратно.
    Слайд 18. Чем можно объяснить тот факт, что монголы не дойдя 100 верст до Новгорода повернули обратно?
    Ученики:
    1) весенняя распутица, 2) усталость войска Батыя.
    Учитель: почему монголы прозвали Козельск “злым городом”?
    Ученики: отвечают.
    Учитель: Через полтора года, собрав новые силы Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу.
    Слайд 19. Показ по карте.
    1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.
    6 декабря 1240 г. – пал Киев. 
    1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.
    1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.
    Запись в тетради:
    1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.
    6 декабря 1240 г.– г. Киев. 
    1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.
    1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу.
    Учитель: почему войско Батыя повернуло обратно?
    Ученик: ослабление армии, борьба за власть.
    Учитель: вернувшись в половецкие степи Батый в низовьях р. Волги основывает государство.
    Запись в тетради:
    1243 г. – образование Золотой Орды. Столица – Сарай-Бату.
    5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.
    Учитель: А. С. Пушкин писал, “России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...”
    Объясните слова поэта. (Слайд 20)
    Ученики: отвечают.
    Учитель: Теперь вернемся к проблеме, которая прозвучала вначале урока. (Слайд 4)
    Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
    Ученики: выдвигают точки зрения.
    
    
    Причины поражения Руси (слайд 21):
    невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
    феодальная раздробленность и разобщённость русских войск;
    умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военоначальников.
    Задание: Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище". (слайд 14, презентация 2) Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие. Анализируя выбранную ассоциацию, подберите к ней известные вам исторические факты, которые бы лучшим образом раскрыли сущность ассоциации как последствия монголо-татарского разгрома. Заполните "двойной дневник" по схеме: 1) Ассоциация и ассоциативные связи. 2) Факты, раскрывающие сущность ассоциации.
    Например, заполнение 1-й графы: ассоциация "Бурелом", ассоциативные связи: поваленные деревья; устоявшие деревья; сломанные большие и малые деревья; молодые деревца, кусты и т.д.
    Пример заполнения 2-й графы: разорены города Рязань, Владимир, Торжок; сохранившиеся в целостности города Новгород, Смоленск; погибло много людей (стариков, женщин, детей); возрождающиеся города и села.
    Учитель: Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237г. по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города (из 74 49 городов разгромлено), уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.
    Ученики: слушают учителя.
    Учитель: После завоевательных походов Батыя на Руси установилось золотоордынское иго.
    В 1242 г. монголы в низовьях Волги образовали новое государство – Золотую Орду (улусДжучи), входившую в состав Монгольской империи. Столицей Орды стал Сарай.
    Во главе княжеств по-прежнему стояли русские князья. Только с разрешения хана Золотой Орды они имели право занимать престолы, получая на это специальные грамоты – ханские ярлыки. Кроме того, русские воины по приказу хана вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов.
    Главной формой зависимости от Орды был сбор дани (ее на Руси называли ордынским выходом). Для более точного определения ее размера была проведена специальная перепись населения. Для контроля над сбором дани на Руси направлялись представители хана – баскаки. Только духовенство церковные земли были освобождены от дани. Ордынцы с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешали открывать православные церкви на территории Орды.
    
    
    Золотоордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями.
    “ордынский выход”-дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде.
    
    перепись податного населения-учет податного населения на Руси. (с духовенства дань не брали)
    баскаки - военная охрана сборщиков дани.
    Ярлык- грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом.
    военная повинность-мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов.
    IV. Закрепление пройденного материала. Тест.
    Учитель: раздает ученикам тестовые задания. (5 минут).
    Ученики: после выполнения кладут на край стола.
    V. Подведение итогов урока.
    Учитель и ученики: Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1241гг, а затем и ордынское иго (1243-1480гг) принесут разруху, смерть, экономическое оскуднение целых регионов, а также станут основными причина отставания Руси от западноевропейских держав в XIII-XV вв.
    Просмотр видео (11 мин. 30 с.-13 мин.)
    VI. Домашнее задание и выставление оценок за урок.
    
     

    Автор(ы): Дадабаева О. А

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx