Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

14 Западная Европа в XII-XIII вв. (Семенюк М.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История 
    Класс 10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.
    - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый
    Тема урока   Западная Европа в XII_XIII вв.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме 
    Цель урока: продолжить формирование представлений об особенностях феодализма в Европе. 
    Задачи урока: охарактеризовать процесс становления средневековых городов, выявить причины конфликта между церковной и светской властями, причины, цели крестовых походов.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
    позиции; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
    Метапредметные-  научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
    Предметные – умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;будут способны применять базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития народов Европы в период средневековья 
    Техническое обеспечение урока
    Историческая карта «Крестовые походы», «Европа в VIII- XIIIв.в.», «Русские земли в период раздробленности»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Хрестоматия по истории средних веков
    Тип урока: изучения материала
    
                                                      Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Мотивационно-целевой момент
      Русские земли в XII-XIII веках переживали период феодальной раздробленности.
     Какие процессы происходили  в это время в Европе? Как были связаны с Русью?
    Работа в парах с картами «Европа в VIII- XIIIв.в.»  и «Русские земли в период раздробленности», «Крестовые походы» - определение темы урока и совместное целеполагание
    III. Работа по теме урока
    1.Светская и духовная власть в Западной Европе
    Мини- лекция с элементами беседы
     К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.
    Что такое сословие?
    
    Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства. Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. К X—XI вв. земли в Западной Европе были поделены между феодалами. 
    Кого называли феодалом в эпоху средневековья? Как складывались отношения между феодалами и зависимыми крестьянами?
    
    Действительно на земле свободной деревни возникла феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне, и которое передавалось по наследству от отца к сыну. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности – работать на господском поле, платить продуктовый или денежный оброк, выполнять даровые работы в хозяйстве феодала. 
    
    Средневековые города возникали на земле королей, а также других светских и духовных феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора. Сначала феодалы покровительствовали городам — освобождали ремесленников от налогов, давали защиту торговцам. Но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов.
    	Как складывались отношения  между городами и феодалами?
               Между  Церквью и властью в средневековой Европе?
    
    Работа в группах с текстом учебника: составить  план, характеризующий отношения:
    Iгруппа: городов и феодалов:
    Противостояние городов и феодалов в Западной Европе. 
    - Активная борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. (Коммунальное движение)
    - Выкуп городами привилегий на автономное существование.
    -Замена барщины и оброка в пользу феодала денежной рентой
    - Появление органов городского самоуправления
    - Возникновение самоуправляющихся городов
    - Освобождение большинства жителей от личной зависимости.
    
    II группа: власти и церкви в средневековой Европе:
    - Обострение конфликта между светскими и духовными властями 
    - Церковь претендовала на политическое лидерство
    - Противостояние папы Григория VII и Генриха IV 
    - Рост церковных богатств
    - Активное вмешательство пап в дела европейских государств
    - Крестовые походы
    - Инквизиция как форма укрепления авторитета церкви
    Коллективное обсуждение  результатов работы
    ----- Динамическая пауза
    2. Крестовые походы
    Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам получить одновременно средство господства на самом Западе. Крестовые походы имеют общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. 
    Работа в парах:
    - опираясь на текст учебника определить причины крестовых походов.
    - работа с картой «Крестовые походы»-  определить основные направления походов
    - работа с Хрестоматией по истории Средних веков –охарактеризовать атмосферу , царившую в Европе перед началом крестовых походов, и в конце походов.
    Коллективное обсуждение результатов работы. Как связаны русские земли  с событиями, происходящими в Европе?
    
    Крестовые походы организовывались папством в европейские страны, где распространились ереси. Важнейшим орудием церкви в борьбе с оппозицией была инквизиция.
    Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций, получалось, что место в раю можно было купить за деньги. Теоретическим основанием продажи индульгенций стали труды Ф. Аквинского.
    Работа с текстом учебника. Привести аргументы в пользу продажи индульгенций.
    IV. Закрепление
     Какие процессы происходили  в это время в Европе? Как были связаны с Русью?
    V.Рефлексия
    Я знал…….  Новым для меня было……
             VI. Домашнее задание :§ 19,  рассказать о событиях от имени представителя одного из сословий
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Семенюк М. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx