Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013. - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый Тема урока Западная Европа в XII_XIII вв. Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Цель урока: продолжить формирование представлений об особенностях феодализма в Европе. Задачи урока: охарактеризовать процесс становления средневековых городов, выявить причины конфликта между церковной и светской властями, причины, цели крестовых походов. Планируемые результаты: Личностные - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Метапредметные- научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.); Предметные – умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;будут способны применять базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития народов Европы в период средневековья Техническое обеспечение урока Историческая карта «Крестовые походы», «Европа в VIII- XIIIв.в.», «Русские земли в период раздробленности» Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Хрестоматия по истории средних веков Тип урока: изучения материала Ход урока I. Организационный момент II. Мотивационно-целевой момент Русские земли в XII-XIII веках переживали период феодальной раздробленности. Какие процессы происходили в это время в Европе? Как были связаны с Русью? Работа в парах с картами «Европа в VIII- XIIIв.в.» и «Русские земли в период раздробленности», «Крестовые походы» - определение темы урока и совместное целеполагание III. Работа по теме урока 1.Светская и духовная власть в Западной Европе Мини- лекция с элементами беседы К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Что такое сословие? Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства. Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. К X—XI вв. земли в Западной Европе были поделены между феодалами. Кого называли феодалом в эпоху средневековья? Как складывались отношения между феодалами и зависимыми крестьянами? Действительно на земле свободной деревни возникла феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне, и которое передавалось по наследству от отца к сыну. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности – работать на господском поле, платить продуктовый или денежный оброк, выполнять даровые работы в хозяйстве феодала. Средневековые города возникали на земле королей, а также других светских и духовных феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора. Сначала феодалы покровительствовали городам — освобождали ремесленников от налогов, давали защиту торговцам. Но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Как складывались отношения между городами и феодалами? Между Церквью и властью в средневековой Европе? Работа в группах с текстом учебника: составить план, характеризующий отношения: Iгруппа: городов и феодалов: Противостояние городов и феодалов в Западной Европе. - Активная борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. (Коммунальное движение) - Выкуп городами привилегий на автономное существование. -Замена барщины и оброка в пользу феодала денежной рентой - Появление органов городского самоуправления - Возникновение самоуправляющихся городов - Освобождение большинства жителей от личной зависимости. II группа: власти и церкви в средневековой Европе: - Обострение конфликта между светскими и духовными властями - Церковь претендовала на политическое лидерство - Противостояние папы Григория VII и Генриха IV - Рост церковных богатств - Активное вмешательство пап в дела европейских государств - Крестовые походы - Инквизиция как форма укрепления авторитета церкви Коллективное обсуждение результатов работы ----- Динамическая пауза 2. Крестовые походы Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам получить одновременно средство господства на самом Западе. Крестовые походы имеют общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. Работа в парах: - опираясь на текст учебника определить причины крестовых походов. - работа с картой «Крестовые походы»- определить основные направления походов - работа с Хрестоматией по истории Средних веков –охарактеризовать атмосферу , царившую в Европе перед началом крестовых походов, и в конце походов. Коллективное обсуждение результатов работы. Как связаны русские земли с событиями, происходящими в Европе? Крестовые походы организовывались папством в европейские страны, где распространились ереси. Важнейшим орудием церкви в борьбе с оппозицией была инквизиция. Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций, получалось, что место в раю можно было купить за деньги. Теоретическим основанием продажи индульгенций стали труды Ф. Аквинского. Работа с текстом учебника. Привести аргументы в пользу продажи индульгенций. IV. Закрепление Какие процессы происходили в это время в Европе? Как были связаны с Русью? V.Рефлексия Я знал……. Новым для меня было…… VI. Домашнее задание :§ 19, рассказать о событиях от имени представителя одного из сословий
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx