Название предмета История 
Класс 10
УМК (название учебника, автор, год издания)
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.
- Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый
Тема урока   Западная Европа в XII_XIII вв.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
Место урока в системе уроков по теме 
Цель урока: продолжить формирование представлений об особенностях феодализма в Европе. 
Задачи урока: охарактеризовать процесс становления средневековых городов, выявить причины конфликта между церковной и светской властями, причины, цели крестовых походов.
Планируемые результаты:
Личностные  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Метапредметные-  научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
Предметные – умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;будут способны применять базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития народов Европы в период средневековья 
Техническое обеспечение урока
Историческая карта «Крестовые походы», «Европа в VIII- XIIIв.в.», «Русские земли в период раздробленности»
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Хрестоматия по истории средних веков
Тип урока: изучения материала
                                                  Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой момент
  Русские земли в XII-XIII веках переживали период феодальной раздробленности.
 Какие процессы происходили  в это время в Европе? Как были связаны с Русью?
Работа в парах с картами «Европа в VIII- XIIIв.в.»  и «Русские земли в период раздробленности», «Крестовые походы» - определение темы урока и совместное целеполагание
III. Работа по теме урока
1.Светская и духовная власть в Западной Европе
Мини- лекция с элементами беседы
 К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.
Что такое сословие?
Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства. Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. К X—XI вв. земли в Западной Европе были поделены между феодалами. 
Кого называли феодалом в эпоху средневековья? Как складывались отношения между феодалами и зависимыми крестьянами?
Действительно на земле свободной деревни возникла феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне, и которое передавалось по наследству от отца к сыну. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности – работать на господском поле, платить продуктовый или денежный оброк, выполнять даровые работы в хозяйстве феодала. 
Средневековые города возникали на земле королей, а также других светских и духовных феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора. Сначала феодалы покровительствовали городам — освобождали ремесленников от налогов, давали защиту торговцам. Но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов.
	Как складывались отношения  между городами и феодалами?
           Между  Церквью и властью в средневековой Европе?
Работа в группах с текстом учебника: составить  план, характеризующий отношения:
Iгруппа: городов и феодалов:
Противостояние городов и феодалов в Западной Европе. 
- Активная борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. (Коммунальное движение)
- Выкуп городами привилегий на автономное существование.
-Замена барщины и оброка в пользу феодала денежной рентой
- Появление органов городского самоуправления
- Возникновение самоуправляющихся городов
- Освобождение большинства жителей от личной зависимости.
II группа: власти и церкви в средневековой Европе:
- Обострение конфликта между светскими и духовными властями 
- Церковь претендовала на политическое лидерство
- Противостояние папы Григория VII и Генриха IV 
- Рост церковных богатств
- Активное вмешательство пап в дела европейских государств
- Крестовые походы
- Инквизиция как форма укрепления авторитета церкви
Коллективное обсуждение  результатов работы
----- Динамическая пауза
2. Крестовые походы
Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам получить одновременно средство господства на самом Западе. Крестовые походы имеют общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. 
Работа в парах:
- опираясь на текст учебника определить причины крестовых походов.
- работа с картой «Крестовые походы»-  определить основные направления походов
- работа с Хрестоматией по истории Средних веков –охарактеризовать атмосферу , царившую в Европе перед началом крестовых походов, и в конце походов.
Коллективное обсуждение результатов работы. Как связаны русские земли  с событиями, происходящими в Европе?
Крестовые походы организовывались папством в европейские страны, где распространились ереси. Важнейшим орудием церкви в борьбе с оппозицией была инквизиция.
Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций, получалось, что место в раю можно было купить за деньги. Теоретическим основанием продажи индульгенций стали труды Ф. Аквинского.
Работа с текстом учебника. Привести аргументы в пользу продажи индульгенций.
IV. Закрепление
 Какие процессы происходили  в это время в Европе? Как были связаны с Русью?
V.Рефлексия
Я знал…….  Новым для меня было……
         VI. Домашнее задание :§ 19,  рассказать о событиях от имени представителя одного из сословий
 
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx