27. Цикл с условием Название предмета Информатика Класс 10 УМК Поляков К. Ю, Еремин , Е.А. Информатика и ИКТ. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 частях. Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2013, - 304 с.: ил. Уровень обучения (Углубленный уровень) Тема урока Цикл с условием. Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час Место урока в системе уроков по теме 1 урок Цель урока: сформировать знания и умения учащихся по данной теме. Задачи урока: сформировать у учащихся понятия цикл с условием; способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, алгоритмического мышления, навыков работы на компьютере воспитывать необходимость связывать изучение нового материала с уже известными фактами. Учащиеся должны знать: - структуру программ на Паскале операторы цикла; Учащиеся должны уметь: - составлять программы с циклом. Техническое обеспечение урока: персональный компьютер, проектор, презентация, Содержание урока Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент Приветствие. Проверка отсутствующих. Организация внимания всех учащихся. Подготовка учащихся к работе. 2. Проверка выполнения домашнего задания 1.Чем отличаются разветвляющиеся алгоритмы от линейных? 2. Как вы думаете, почему не все задачи можно решать с помощь линейных алгоритмов? Приведите пример. 3.Чем различаются условные операторы в полной и неполной формах? 4.Что такое сложное условие. 5. Задача № 3(стр. 132). Напишите программу, которая выбирает максимальное и минимальное из пяти введенных чисел. Отвечают на вопросы устно. В это время все остальные решают задание на компьютере. 3. Подготовка к основному этапу занятий Мы с вами научились составлять программы для задач с условием, но какие еще могут встретиться в нашей жизни задачи. - например, налить воду в бак, - повторение действий или цикл, - так как можно назвать тему урока, - цикл с условием. Записываем тему урока - дадим определение данному понятию. - цикл - многократное выполнение одинаковых действий. Отвечают на вопрос Учащиеся приводят примеры из своей жизни. Записываем тему урока в тетради. составляют свое определение поданному понятию 4. Усвоение новых знаний и способов действий Простейший цикл, который 10 раз выводит на экран слово «привет», на школьном алгоритмическом языке записывается так: нц 10 раз Вывод ‘Привет ‘, нс Кс -давайте подумаем, как организовать такой цикл. - Вы знаете, что программа выполняется автоматически. При этом на каждом шаге нужно знать, сколько раз уже выполнен цикл и сколько еще осталось выполнить. Для этого необходимо использовать ячейку памяти, в которой будет запоминаться количество выполненных шагов цикла (счетчик шагов). Сначала можно записать в неё ноль (ни одного шага не сделано), а после каждого цикла увеличивать значение ячейки на единицу. На псевдокоде алгоритм можно записать так Счетчик:=0 Пока счетчик <10 Вывод ‘Привет ‘,нс Увеличить счетчик на 1 Возможен и другой вариант: сразу записать нужное количество шагов и после каждого шага цикла уменьшать счетчик на 1.Тогда цикл должен закончиться при нулевом значении счетчика: Счетчик:=10 Пока счетчик >0 Вывод ‘привет’, нс Уменьшить счетчик на 1 В этих примерах мы использовали цикл с условием, который выполняется до тех пор, пока некоторое условие не станет ложным. Рассмотрим следующую задачу: определить количество цифр в десятичной записи целого положительного числа. Будем предполагать, что исходное число записано в целую переменную n. Сначала составим алгоритм решения этой задачи. Что- то считать что-то в программе, нужно использовать переменную, которую называют счетчиком. Для подсчета количество цифр нужно как-то отсекать эти цифры по одной, с начала или с конца, каждый раз увеличивая счетчик. Начальное значение должно быть равно 0, так как до выполнения алгоритма еще не найдено ни одно цифры. Отсечь последнюю цифру проще – достаточно разделить число нацело на 10 (т.к. десятичная система). Операция отсечения и увеличения счетчика нужно выполнять столько раз, сколько цифр в числе. Как поймать момент, когда цифры кончатся. Несложно понять, что в этом случае результат очередного деления на 10 будет равен 0, это и говорит о том, что отброшена последняя оставшаяся цифра. Изменение переменной n и счетчика для начального значения 1234 можно записать в виде таблицы: слайд 3. Псевдокод выглядит так: Счетчик:=0 Пока n>0 Отсечь последнюю цифру n Увеличить счетчик на 1 Программа на школьном алгоритмическом языке очень похожа на псевдокод, а программа на Паскале почти совпадает с его переводом на английский язык. Count:=0 нц пока n>0 n:=div(n, 10) count:= count+1 кц count:=0; while n>0 do begin n:=ndiv10; count:=count+1 end; Здесь целочисленная переменная—счетчик имеет имя count. Обратите внимание, проверка цикла условия выполняется в начале цикла. Такой цикл называется цикл с предусловием или циклом « пока». Если условие проверяется в конце цикла – такой цикл называется цикл с постусловием. Операторы цикла с условием: а) цикл WHILE с предусловием; б) цикл REPEAT...UNTIL c постусловием. Рассмотрим слайд 4 и сравним циклы с условием. Слушают Запись в тетрадь Запись в тетрадь 5. Первичная проверка понимания С помощью оператора while напишите программу определения суммы всех нечетных чисел в диапазоне от 1 до 99 включительно. Составляют программу на компьютере 6. Подведение итогов урока. Делаем анализ полученного материал ( на слайде ответ) и оцениваем нашу работу. Проверяют результаты 7. Домашнее задание 8.Рефлексия §58, № 2 Ответьте на вопросы Сегодня я узнал… Было понятно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу…
Автор(ы): Ободова М. В.
Скачать: Информатика 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ободова М. В.
Скачать: Информатика 10кл - Презентация к уроку.ppt