Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

38. Связь. Сфера обслуживания

Текст урока

  • Конспект

     Абдрашитова Альфия Гумеровна, учитель географии,
    МБОУ « Верхнечебеньковская  СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Связь. Сфера обслуживания
    
    Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 3
    Место урока в системе уроков по теме: 3, в разделе - 20
    Цель урока: Сформировать представление о видах связи  и других  сферах обслуживания
    Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. 
    Задачи урока: 
    Образовательные: Сформировать представление о видах связи  и других  сферах обслуживания. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. 
    Развивающие: совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; формирование интереса к изучению географии хозяйства и населения.
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства  ответственности;  
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России,  атласы, учебник, компьютер, проектор,  презентация «Связь. Сфера  обслуживания
    Тип урока:  комбинированный 
     
    На доске написан план урока.
    1. Виды связи:
    а) почтовая;
    б) электрическая. 
    2. Уровень развития.
    3. Сфера обслуживания:
    а) состав сферы услуг
    б) жилищно-коммунальное хозяйство. 
    4. Рекреационное хозяйство:
    а) требования к рекреационному району;
    б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.
    Ход урока
    I. Орг. момент - 2мин.
    Эпиграфом к теме урока являются слова из песни “Позвони мне, позвони”(звучит куплет песни из к/ф )
    Прежде, чем перейдём к теме урока, давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока.
    II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин. 
    1. Что называется инфраструктурным комплексом? 
    2. Что объединяет инфраструктурный комплекс? 
    3. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса? 
    4. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? 
    5. К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока? 
    III. Изучение нового материала - 15 мин. 
    Сегодня на уроке мы будем рассматривать связь и сферу обслуживания: состав и уровень развития. (слайд1.)
    Учитель излагает материал по плану урока, написанного на доске, используя  презентацию и дополнительный материал.
    Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.(слайд 2.)
    Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.
    Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?
    Дополнительный материал: “Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”. 
    Какие виды электрической связи вы знаете? Охарактеризуйте одну из них.
    Дополнительный материал: “ В Красноярске первых два телефонных аппарата установлены в Госбанке для внутренней телефонной связи в 1861г. Первая городская телефонная правительственная станция в Красноярске емкостью 50 номеров принята в эксплуатацию 15.12.1897г., размещалась в доме Смирнова и Зейделя. В 1953г. сдана в эксплуатацию телефонная станция “Сименс” на 3000 номеров”.
    Сфера услуг состоит из следующих отраслей: (слайд 3)
    Жилищно-коммунальное хозяйство. 
    Услуги по социальному обеспечению населения. 
    Торговля и общественное питание. 
    Бытовое обслуживание. 
    Услуги связи. 
    Культурное обслуживание. 
    Общественное обслуживание и воспитание детей. 
    Кредитно-финансовое обслуживание. 
    Рекреационное обслуживание. 
    Медицинское обслуживание. 
    Пассажирский транспорт. 
    Задание: Распределить примеры по отраслям - удаление мусора, магазины, театры, банки, школы, санатории, почта, дома престарелых, ремонт жилья, детские дома, рынки, парикмахерские, бани, телефон, библиотеки, детские сады, страховые компании, дома отдыха, больницы, аптеки.
    Проблема   жилья - одна из  жизненно важных проблем  в нашей стране.(Беседа по слайдам 4, 5, 6)
    Рекреационное хозяйство. (Беседа по слайдам 7,8,9)
     Главная задача – обеспечение отдыха людей.
    Требования, предъявляемые к рекреационному району: (слайд10)
    Рельеф (плоский, холмистый, горный); 
    Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С; 
    Наличие водных объектов (рек и озёр); 
    Исторические и культурные памятники; 
    Минеральные воды и лечебные грязи; 
    Теплое море; 
    Безопасность жизни (низкий уровень преступности). 
    Факторы образования рекреационных районов: 
    На основе природных условий и ресурсов; 
    Вокруг крупных городов; 
    Историко-культурные объекты. 
    Учителем  даётся информация о рекреационных ресурсах края. ( Бузулукский бор, турбазы в Кувандыкском и Тюльганском районах)
     IV. Закрепление. Применение новых знаний Работа в группах - 10 мин.
    1-я группа: Что является важным этапом на пути интеграции России в мировую систему?
    2-я группа: Почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира? 
    3-я группа: Что включают в себя рекреационные районы? Специализация районов.
    4-я группа: Перечислить виды электрической связи. Как они развиты?
    5-я группа: Какова роль почтовой связи и уровень её развития?
    Домашнее задание: подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.
    V. Рефлексия и  самоконтроль . 10мин.
      Учащиеся по желанию выбирают уровень  своего ответа - 
    Нормативный уровень (на “3”). 
    1. Назовите и покажите на карте наиболее развитые районы отдыха, туризма и санаторного лечения на территории России. 
    2. Перечислить, почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира. 
    Компетентный уровень (на “4”). 
    1. Что такое рекреационный район? 
    2. Какие условия необходимы для его создания? 
    3. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в крае и районе. 
    Творческий уровень (на “5”). 
    1. Составьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного 
      из видов туризма. 
    VI. Подведение итогов урока - 2мин.
    Подведение итогов, выставление  оценок с комментированием
    VII. Домашнее задание.
    Параграф 39.Повторить принципы размещения предприятий, входящих  в межотраслевые комплексы
     

    Автор(ы): Абдрашитова А. Г.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку