Абдрашитова Альфия Гумеровна, учитель географии, МБОУ « Верхнечебеньковская СОШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Связь. Сфера обслуживания Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 3 Место урока в системе уроков по теме: 3, в разделе - 20 Цель урока: Сформировать представление о видах связи и других сферах обслуживания Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. Задачи урока: Образовательные: Сформировать представление о видах связи и других сферах обслуживания. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. Развивающие: совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; формирование интереса к изучению географии хозяйства и населения. Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства ответственности; Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Связь. Сфера обслуживания Тип урока: комбинированный На доске написан план урока. 1. Виды связи: а) почтовая; б) электрическая. 2. Уровень развития. 3. Сфера обслуживания: а) состав сферы услуг б) жилищно-коммунальное хозяйство. 4. Рекреационное хозяйство: а) требования к рекреационному району; б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов. Ход урока I. Орг. момент - 2мин. Эпиграфом к теме урока являются слова из песни “Позвони мне, позвони”(звучит куплет песни из к/ф ) Прежде, чем перейдём к теме урока, давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока. II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин. 1. Что называется инфраструктурным комплексом? 2. Что объединяет инфраструктурный комплекс? 3. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса? 4. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? 5. К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока? III. Изучение нового материала - 15 мин. Сегодня на уроке мы будем рассматривать связь и сферу обслуживания: состав и уровень развития. (слайд1.) Учитель излагает материал по плану урока, написанного на доске, используя презентацию и дополнительный материал. Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.(слайд 2.) Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую. Как вы думаете, чем занимается почтовая связь? Дополнительный материал: “Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”. Какие виды электрической связи вы знаете? Охарактеризуйте одну из них. Дополнительный материал: “ В Красноярске первых два телефонных аппарата установлены в Госбанке для внутренней телефонной связи в 1861г. Первая городская телефонная правительственная станция в Красноярске емкостью 50 номеров принята в эксплуатацию 15.12.1897г., размещалась в доме Смирнова и Зейделя. В 1953г. сдана в эксплуатацию телефонная станция “Сименс” на 3000 номеров”. Сфера услуг состоит из следующих отраслей: (слайд 3) Жилищно-коммунальное хозяйство. Услуги по социальному обеспечению населения. Торговля и общественное питание. Бытовое обслуживание. Услуги связи. Культурное обслуживание. Общественное обслуживание и воспитание детей. Кредитно-финансовое обслуживание. Рекреационное обслуживание. Медицинское обслуживание. Пассажирский транспорт. Задание: Распределить примеры по отраслям - удаление мусора, магазины, театры, банки, школы, санатории, почта, дома престарелых, ремонт жилья, детские дома, рынки, парикмахерские, бани, телефон, библиотеки, детские сады, страховые компании, дома отдыха, больницы, аптеки. Проблема жилья - одна из жизненно важных проблем в нашей стране.(Беседа по слайдам 4, 5, 6) Рекреационное хозяйство. (Беседа по слайдам 7,8,9) Главная задача – обеспечение отдыха людей. Требования, предъявляемые к рекреационному району: (слайд10) Рельеф (плоский, холмистый, горный); Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С; Наличие водных объектов (рек и озёр); Исторические и культурные памятники; Минеральные воды и лечебные грязи; Теплое море; Безопасность жизни (низкий уровень преступности). Факторы образования рекреационных районов: На основе природных условий и ресурсов; Вокруг крупных городов; Историко-культурные объекты. Учителем даётся информация о рекреационных ресурсах края. ( Бузулукский бор, турбазы в Кувандыкском и Тюльганском районах) IV. Закрепление. Применение новых знаний Работа в группах - 10 мин. 1-я группа: Что является важным этапом на пути интеграции России в мировую систему? 2-я группа: Почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира? 3-я группа: Что включают в себя рекреационные районы? Специализация районов. 4-я группа: Перечислить виды электрической связи. Как они развиты? 5-я группа: Какова роль почтовой связи и уровень её развития? Домашнее задание: подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах. V. Рефлексия и самоконтроль . 10мин. Учащиеся по желанию выбирают уровень своего ответа - Нормативный уровень (на “3”). 1. Назовите и покажите на карте наиболее развитые районы отдыха, туризма и санаторного лечения на территории России. 2. Перечислить, почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира. Компетентный уровень (на “4”). 1. Что такое рекреационный район? 2. Какие условия необходимы для его создания? 3. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в крае и районе. Творческий уровень (на “5”). 1. Составьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного из видов туризма. VI. Подведение итогов урока - 2мин. Подведение итогов, выставление оценок с комментированием VII. Домашнее задание. Параграф 39.Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы
Автор(ы): Абдрашитова А. Г.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Абдрашитова А. Г.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.pptx