Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

26. Машиностроительный комплекс России. Значение, состав, проблемы комплекса.

Текст урока

  • Конспект

     Шишова Оксана Богдановна, учитель географии,
    МБОУ «Сакмарская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Машиностроительный комплекс России. Значение, состав, проблемы комплекса.
    Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 3
    Место урока в системе уроков по теме: 1, в разделе - 8
    Цель урока: Сформировать представление о машиностроительном комплексе, его значении в хозяйстве России, связях с другими комплексами.
    Задачи урока: Образовательные: Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России
    Развивающие: Проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами, совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; 
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма; осуществлять краеведческое воспитание.
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Машиностроительный комплекс России»
    Ход урока:
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания. 
    Тестовая проверка (материал подготовлен из контрольно-измерительных материалов по географии для 9 класса, соответствует школьной программе и требованиям ФГОС)
    Тест по теме «ТЭК»
    Вариант №1
    1. Какое топливо имеет наибольший тепловой коэффициент?
    А) каменный уголь                                    В) торф
    Б) бурый уголь                                           Г) газ
      2. Какой продукт получают при переработке нефт
       А) керосин              В) мазут
       Б) бензин                 Г) все перечисленное верно
    3. Какой источник энергии является неисчерпаемым?
    А) энергия ветра                В) уголь
    Б) газ                                   Г) нефть
    4. Какой угольный бассейн России является основным?
    А) Печорский                        В) Донецкий
    Б) Южно-Якутский             Г) Кузнецкий
    5. Какой тип электростанций производит наибольшее количество энергии в России?
    А) АЭС                       В)ТЭС
    Б) ГЭС                        Г) доли всех станций равны
    6. Укажите основную нефтяную  базу России
    7. Какой бассейн имеет самые крупные запасы угля в России и в мире? 
    
    Вариант №2
    1. Какое топливо имеет наибольший тепловой коэффициент?
    А) нефть                       В) сланцы
    Б) дрова                        Г) каменный уголь
    2. Какое место занимает Россия по запасам нефти в мире?
    А) первое                        В) третье
    Б) второе                         Г) четвертое
    3. Какой источник энергии является исчерпаемым?
    А) уголь                                               В) энергия Солнца
    Б) энергия приливов и отливов         Г) энергия ветра
    4. Какой угольный бассейн имеет только открытую добычу угля
    А) Кузнецкий                               В) Донецкий
    Б) Канско-Ачинский                   Г) Печорский
    5. Укажите город – центр Западно-Сибирской нефтяной базы
    А) Уренгой                           В) Томск
    Б) Сургут                              Г) Новосибирск
    6. Укажите основной район добычи газа в России
    7. Как называется соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использования в хозяйстве?
    
    Ответы: Вариант №1- 1г,2г,3а,4г,5в,6-Западно-Сибирская, 7-Тунгусский
    Вариант №2 -1а, 2б,3а,4б,5б,6-Западно-Сибирский, 7-топливно-энергетический баланс
    III. Изучение нового материала. 
    1. Что такое машиностроительный комплекс.
    Учитель: Ребята, какие важнейшие для экономики страны межотраслевые комплексы вы изучили? (ТЭК, металлургический) 
    В настоящее время наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые есть у вас дома (телевизор, автомобиль, компьютер, телефон, микроволновая печь, мультиварка, стиральная машина, утюг, отпариватель и тд. ). Сегодня мы поговорим с вами о  Машиностроительном  комплексе
    Обучающиеся  записывают в тетрадь тему урока и план характеристики межотраслевого комплекса.
    Слайд №1 
    План урока на слайде
    1.Что такое машиностроительный комплекс.       
    2. Состав, значение и роль комплекса 
     3. Проблемы и перспективы отрасли.                       
    Слайд №2 
    Учитель: Машиностроение - ведущая отрасль промышленности как по величине, так и по значению. Поставляя всем без исключения отраслям свою продукцию, машиностроение тем самым связывает хозяйство страны в единое целое, являясь как бы его сердцевиной. Технический уровень отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, какими приборами, оборудованием, пользуются их работники поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление продукции -необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве. Что же такое, по вашему мнению, машиностроительный комплекс?
    (рассуждения обучающихся)
    Ма­ши­но­стро­и­тель­ный ком­плекс – это со­во­куп­ность от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, ко­то­рая за­ни­ма­ет­ся  про­из­вод­ством и ре­мон­том раз­но­об­раз­ных машин и обо­ру­до­ва­ния, а также про­из­вод­ством раз­лич­ных ме­тал­ли­че­ских из­де­лий и кон­струк­ций
    (обучающиеся записывают определения термина)
    Слайд №3
    2. Состав, значение и роль комплекса.
    Учитель: Ребята, как вы думаете, какие причины сделали машиностроение ведущим комплексом в хозяйстве России?
    (Обучающиеся  предлагают свои варианты ответов)
    Учитель: Машиностроение - комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. Он состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяют в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.
    
    Слайд №4 Отраслевой состав Машиностроительного комплекса
    
     Подумайте! 
    1. По каким признакам подразделены отрасли МСК?
    2. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?
    3. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?
    
    
    
    Слайд №5 Отраслевой состав Машиностроительного комплекса
    
    Учитель: Ребята, как вы думаете, какие отрасли машиностроения приоритетны в развитии и почему?
    Обучающиеся  предлагают свои варианты ответов (в результате определения состава отрасли обучающиеся могут сделать вывод о том, что ни одна отрасль хозяйства не может обойтись без продукции машиностроения)
    
    Слайд 6 Роль и значение машиностроения
    Учитель: Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку», являясь ведущей отраслью. 40% всех занятых в промышленности работает в машиностроении. Рассмотрим условия, которые необходимы отрасли, чтобы быть лидером в промышленности. Главное условие успешного развития машиностроения можно изобразить в виде формулы 1:2:4, где
    1 – это темпы развития экономики страны;
    2 – в 2 раза быстрее для этого должно развиваться машиностроение в стране;
    4 – новые и новейшие отрасли машиностроения (электроника, приборостроение) должны развиваться в 4 раза быстрее. 
    .Слайд 7.  Условия развития машиностроения   
    
    Слайд 8. Главная задача машиностроения
    3. Проблемы и пути решения машиностроительного комплекса
    Поэтому машиностроение должно решить ряд проблем:
    1. низкие темпы развития машиностроения, не соблюдается формула 1:2:4;
    2. низкие темпы обновления продукции;
    3. низкое качество исходного материала, а в результате и машин;
    4.устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин.
    5. монополизм отрасли.
    Пути решения проблемы 
    1. введение высоких таможенных пошлин 
    2. перестраиваться на современные технологии, обращая внимание на дизайн машин, удобство.
     Слайд №9        Слайд№10
    Слайд №9 Проблемы машиностроительного комплекса
    Слайд №10 Пути решения проблем машиностроительного комплекса
    IV. Закрепление 
    Самостоятельная работа. Используя записи в тетрадях, текст учебника п. 31 стр. 151-156, докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Какой продукцией они обмениваются. Результат работы оформить в виде схемы
    
    Слайд 11 Задание для закрепления материала
    
    Слайд №12 Связь МСК с другими межотраслевыми комплексами
    V. Рефлексия. Вернемся к задачам урока. Решили мы их или нет. Я предлагаю оценить свой вклад в достижение цели. 
    Критерии оценки: 
    понял, но не могу применить
    понял, могу применить, но объяснить другому не могу;
    понял, могу применить и объяснить
    VI. Домашняя работа 
    П.31. выполнить задание №3-5 рубрики «Мой край в судьбе моей» (стр. 156 учебника) письменно в тетради
    VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями учителя
     

    Автор(ы): Шишова О. Б.

    Скачать: География 9кл - Конспект.doc