Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

21. Особенности развития хозяйства России

Текст урока

  • Конспект

     Ковалева Елена Евгеньевна, учитель географии,
    МБОУ «Белоусовская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Особенности развития хозяйства России.
    Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 4
    Место урока в системе уроков по теме: 3
    Цель урока: сформулировать представление об особенностях развития командной и рыночной экономик России.
    Задачи урока: Образовательные: раскрыть сущность понятий «субсидии», «приватизация», знать стадии развития экономики: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной; определять перспективы развития экономики России.
    Развивающие: совершенствовать умение учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;  уметь работать в коллективе и самостоятельно.
    Воспитательные: воспитывать познавательную активность, сознательную дисциплинированность, интерес и желание учиться.
    Средства обучения: Статистические данные, атласы, учебник, раздаточный материал.
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Проверка домашнего задания. Вставьте пропущенные слова в таблицу. (Приложение №1)
    III. Изучение нового материала.
    Урок-лекция. План на доске:
    
    1.
    
    
    
               А)Преимущество                            Б)Недостатки
    
    2.  
    
    
    
    
    А)Приватизация     Б) либерализация цен   В) теневая экономика   Г)Типы предприятий
    
    3. Три этапа социально-экономического развития: доиндустриальный, индустри­альный, постиндустриальный.
    4.Пути развития экономики России.
    -Сегодня мы сравним две системы управления и развития экономики России: командную, которая преобладала в XX веке и рыночную систему, сменившую ко­мандную в 90-х годах XX века. Определим перспективы развития хозяйства России.
    План изучения новой темы вы видите на доске. Ваша задача: в тетради сделать записи лекции в форме расширенного плана.
    1.Командная система в экономике России (СССР) имела централизованный многоступенчатый характер. Заказы спускались через Госплан в министерства и далее на предприятия. Нижние ступени этой системы должны были выполнять спу­щенные «сверху» заказы. Предприятия ничего не могли изменить в количестве зака­за, источнике сырья, поставщиках комплектующих деталей и потребителях их про­дукции.
      А)Недостатки: предприятие должно было, во что бы то ни стало выполнить план, отчего страдало качество продукции. Из-за невозможности остановки предприятия и невыполнения плана были сильно затруднены переход на новые передовые техноло­гии и реконструкция предприятий. В магазинах и на складах лежали товары низкого качества, не пользующиеся спросом. Промышленность была милитаризована. Соз­давались предприятия-гиганты, но крупные предприятия очень трудно модернизи­ровать. А также крупные предприятия со старой технологией являются основными источниками загрязнения окружающей среды.
        Б)Преимущества: способность командной системы мобилизовать и сконцентри­ровать ресурсы страны для решения наиболее важных задач (особенно военных); система обеспечила высокие темпы экономического роста, она позволила создать мощный «ядерный щит», нарастить военную мощь страны.
    2.Рыночная система экономики основана на частной собственности, на конку­ренции, свободе выбора (что производить, сколько, для кого решает производитель с помощью цен). Производится то, что выгодно, т. е. приносит прибыль. Убыточные предприятия не могут существовать. Государство регулирует рыночное производст­во через систему налогов, законов.
    Недостатки системы:Цикличность развития производства, т. к. в цикле есть подъемы и спады. А спа­ды или депрессии сопровождаются безработицей, снижением уровня жизни людей.
    Преимущества системы:Государство при рыночной экономике поддерживает конкуренцию, препятствует господству монополий, создает фонды поддержки безработных.
    А)         При переходе к рыночной экономике от командной были приватизированы предприятия, жилье, земля, т. е. они перешли в частную собственность.
    Б)         Также были сняты ограничения на цены - рыночное ценообразование, т. е. проведена либерализация цен. Цены в результате либерализации постоянно росли, что резко снизило материальный уровень жизни населения страны.
    В) При рыночной экономике в России создалась «теневая экономика». Ее обра­зуют фирмы, предприниматели, которые уклоняются от налогов, занимаются запре­щенными видами деятельности.
    Г) В результате проведения рыночных преобразований в экономике образовалось два типа предприятий:
    На основе частной собственности:
    а) Индивидуально-частные предприятия ИЧП - владелец частное лицо или семья.
    б)Товарищество - (ТОО) - товарищество с ограниченной ответственностью, а также полное товарищество, смешанное товарищество (это мелкие и средние пред­приятия).
    в) Акционерные общества - крупные предприятия, выпустившие акции. Управ­ляют предприятием, т. е. акционеры, у которых имеется контрольный пакет акций (более 51%). Это «ЗИЛ» - завод им. Лихачева в Москве (производит легковые авто­мобили), «ГАЗ» - Горьковский автомобильный завод - автомобили «Волга», «Га­зель». «КамАЗ» - автозавод в г. Набережные Челны (Татарстан), выпускающий гру­зовые автомобили КамАЗ. «ВАЗ» - г. Тольятти - продукция автомобили «Жигули» и другие крупные заводы России.
    На основе государственной собственности:
    а) Федеральные предприятия (они находятся в подчинении правительству Рос­сии (армия, ВУЗы, железные дороги и др.)).
    б) Муниципальные предприятия (находятся в ведении властей области, респуб­лики, города, района. Это городской транспорт, школы и др.).
    3.Три этапа социально-экономического развития.
    Развитые страны мира (США, страны Западной Европы, Япония) вошли в пятый цикл Н. Д. Кондратьева в 70-80 годы XX века. Эти страны перешли на ресурсосбере­гающие технологии, автоматизировали производство, используя достижения НТР (научно-технической революции), повысили производительность труда. Они вошли в «постиндустриальную стадию» развития, основным ресурсом которой являются знания, интеллект. А цель производства - качество товаров и услуг.
    Вокруг этих стран (центра мировой экономики) - сложилась огромная перифе­рия. Это развивающиеся страны с низким уровнем экономики и жизни людей, имеющие массу проблем: экологических, экономических, демографических, соци­альных.
    Россия - полупериферия:
    1.Мы прошли стадию индустриализации (исключение составляют районы Севера.)
    2.Россия имеет огромный научно-технический потенциал - особенно возможно­сти предприятий ВПК (военно-промышленного комплекса), которые имеют лучших специалистов - ученых, инженеров.
    3.Россия богата природными ресурсами.
    4.В стране есть технопарки, технополисы (города и районы скопления наукоем­ких отраслей, ученых). Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. В Московскую агломерацию входят технополисы - г. Зеленоград, Жуковский, Обнинск и др.
    Препятствием к вхождению в постиндустриальную стадию развития является со­циально-экономический кризис, выйдя из которого Россия имеет шансы войти в по­стиндустриальную стадию развития и стать одним из центров мировой экономики.
    4. Пути развития экономики России.
    Задача, стоящая перед Россией, заключается не только в том, чтобы догнать раз­витые страны, а, выйдя из кризисного состояния, совершить технологический про­рыв, не повторяя развитие постиндустриальных стран.
    Что значит выйти из экономического кризиса? Это значит стабилизировать про­изводство: остановить его падение; установить, а вернее восстановить связи с рес­публиками СНГ, остановить инфляцию.
    Путей несколько:
    1. Вернуться к командной экономике.
    2. Усиленно экспортировать сырье, топливо, вооружение для получения валют­ных средств, необходимых для реконструкции экономики.
    3.Развитие новейших технологий на малых и средних (более мобильных) пред­приятиях:
    -  Конвертировать предприятия ВПК и ориентировать их на новейшие техноло­гии;
    -  Создать технопарки (технополисы) на базе НИИ и ВУЗов страны.
    -  Приоритетное развитие науки и наукоемких производств.
    -  Развитие новейших систем связи.
    -  Развитие иностранного туризма, с целью получения доходов в бюджет стра­ны и т. д.
    IV. Закрепление
    - Назовите основные черты командной экономики. (Государственная собст­венность, монополия, отсутствие рынка, цены не соответствуют спросу и т. п.)
    -Назовите черты, присущие рыночной экономике. (Разнообразные формы соб­ственности, конкуренция, цикличность в развитии экономики, безработица, цена-результат соотношения спроса и предложения и т. п.)
    - Объясните термины «либерализация» и «приватизация».
    -Каковы причины экономического кризиса в России? (Основная причина - рас­пад СССР и разрыв производственных связей между предприятиями.)
    -                      Что такое теневая экономика? Почему необходимо с ней бороться? (Теневая экономика образуется из фирм, уклоняющихся от уплаты налогов, из кото­рых формируется бюджет страны. Из бюджета финансируются расходы на армию, образование, здравоохранение и др. К теневой экономике относится и торговля оружием, наркотиками. Оружие покупают преступники, террори­сты. Наркотики уничтожают человеческую личность, способствуют дегра­дации личности.)
    - На какой стадии развития экономики находится Россия? (Индустриальная, т. к. большая часть населения России занята в производственной сфере 67%, а ведущей отраслью является промышленность.)
     - Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем? (Развитие новейших наукоемких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию и т. п.)
    V. Домашнее задание: § 25, вопросы для самооценки стр. 122; Социокультурный практикум стр.122.
                                      
    
     

    Автор(ы): Ковалева Е. Е.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку