Ковалева Елена Евгеньевна, учитель географии, МБОУ «Белоусовская СОШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Особенности развития хозяйства России. Общее количество часов: в разделе – 21, в теме - 4 Место урока в системе уроков по теме: 3 Цель урока: сформулировать представление об особенностях развития командной и рыночной экономик России. Задачи урока: Образовательные: раскрыть сущность понятий «субсидии», «приватизация», знать стадии развития экономики: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной; определять перспективы развития экономики России. Развивающие: совершенствовать умение учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; уметь работать в коллективе и самостоятельно. Воспитательные: воспитывать познавательную активность, сознательную дисциплинированность, интерес и желание учиться. Средства обучения: Статистические данные, атласы, учебник, раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания. Вставьте пропущенные слова в таблицу. (Приложение №1) III. Изучение нового материала. Урок-лекция. План на доске: 1. А)Преимущество Б)Недостатки 2. А)Приватизация Б) либерализация цен В) теневая экономика Г)Типы предприятий 3. Три этапа социально-экономического развития: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. 4.Пути развития экономики России. -Сегодня мы сравним две системы управления и развития экономики России: командную, которая преобладала в XX веке и рыночную систему, сменившую командную в 90-х годах XX века. Определим перспективы развития хозяйства России. План изучения новой темы вы видите на доске. Ваша задача: в тетради сделать записи лекции в форме расширенного плана. 1.Командная система в экономике России (СССР) имела централизованный многоступенчатый характер. Заказы спускались через Госплан в министерства и далее на предприятия. Нижние ступени этой системы должны были выполнять спущенные «сверху» заказы. Предприятия ничего не могли изменить в количестве заказа, источнике сырья, поставщиках комплектующих деталей и потребителях их продукции. А)Недостатки: предприятие должно было, во что бы то ни стало выполнить план, отчего страдало качество продукции. Из-за невозможности остановки предприятия и невыполнения плана были сильно затруднены переход на новые передовые технологии и реконструкция предприятий. В магазинах и на складах лежали товары низкого качества, не пользующиеся спросом. Промышленность была милитаризована. Создавались предприятия-гиганты, но крупные предприятия очень трудно модернизировать. А также крупные предприятия со старой технологией являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Б)Преимущества: способность командной системы мобилизовать и сконцентрировать ресурсы страны для решения наиболее важных задач (особенно военных); система обеспечила высокие темпы экономического роста, она позволила создать мощный «ядерный щит», нарастить военную мощь страны. 2.Рыночная система экономики основана на частной собственности, на конкуренции, свободе выбора (что производить, сколько, для кого решает производитель с помощью цен). Производится то, что выгодно, т. е. приносит прибыль. Убыточные предприятия не могут существовать. Государство регулирует рыночное производство через систему налогов, законов. Недостатки системы:Цикличность развития производства, т. к. в цикле есть подъемы и спады. А спады или депрессии сопровождаются безработицей, снижением уровня жизни людей. Преимущества системы:Государство при рыночной экономике поддерживает конкуренцию, препятствует господству монополий, создает фонды поддержки безработных. А) При переходе к рыночной экономике от командной были приватизированы предприятия, жилье, земля, т. е. они перешли в частную собственность. Б) Также были сняты ограничения на цены - рыночное ценообразование, т. е. проведена либерализация цен. Цены в результате либерализации постоянно росли, что резко снизило материальный уровень жизни населения страны. В) При рыночной экономике в России создалась «теневая экономика». Ее образуют фирмы, предприниматели, которые уклоняются от налогов, занимаются запрещенными видами деятельности. Г) В результате проведения рыночных преобразований в экономике образовалось два типа предприятий: На основе частной собственности: а) Индивидуально-частные предприятия ИЧП - владелец частное лицо или семья. б)Товарищество - (ТОО) - товарищество с ограниченной ответственностью, а также полное товарищество, смешанное товарищество (это мелкие и средние предприятия). в) Акционерные общества - крупные предприятия, выпустившие акции. Управляют предприятием, т. е. акционеры, у которых имеется контрольный пакет акций (более 51%). Это «ЗИЛ» - завод им. Лихачева в Москве (производит легковые автомобили), «ГАЗ» - Горьковский автомобильный завод - автомобили «Волга», «Газель». «КамАЗ» - автозавод в г. Набережные Челны (Татарстан), выпускающий грузовые автомобили КамАЗ. «ВАЗ» - г. Тольятти - продукция автомобили «Жигули» и другие крупные заводы России. На основе государственной собственности: а) Федеральные предприятия (они находятся в подчинении правительству России (армия, ВУЗы, железные дороги и др.)). б) Муниципальные предприятия (находятся в ведении властей области, республики, города, района. Это городской транспорт, школы и др.). 3.Три этапа социально-экономического развития. Развитые страны мира (США, страны Западной Европы, Япония) вошли в пятый цикл Н. Д. Кондратьева в 70-80 годы XX века. Эти страны перешли на ресурсосберегающие технологии, автоматизировали производство, используя достижения НТР (научно-технической революции), повысили производительность труда. Они вошли в «постиндустриальную стадию» развития, основным ресурсом которой являются знания, интеллект. А цель производства - качество товаров и услуг. Вокруг этих стран (центра мировой экономики) - сложилась огромная периферия. Это развивающиеся страны с низким уровнем экономики и жизни людей, имеющие массу проблем: экологических, экономических, демографических, социальных. Россия - полупериферия: 1.Мы прошли стадию индустриализации (исключение составляют районы Севера.) 2.Россия имеет огромный научно-технический потенциал - особенно возможности предприятий ВПК (военно-промышленного комплекса), которые имеют лучших специалистов - ученых, инженеров. 3.Россия богата природными ресурсами. 4.В стране есть технопарки, технополисы (города и районы скопления наукоемких отраслей, ученых). Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. В Московскую агломерацию входят технополисы - г. Зеленоград, Жуковский, Обнинск и др. Препятствием к вхождению в постиндустриальную стадию развития является социально-экономический кризис, выйдя из которого Россия имеет шансы войти в постиндустриальную стадию развития и стать одним из центров мировой экономики. 4. Пути развития экономики России. Задача, стоящая перед Россией, заключается не только в том, чтобы догнать развитые страны, а, выйдя из кризисного состояния, совершить технологический прорыв, не повторяя развитие постиндустриальных стран. Что значит выйти из экономического кризиса? Это значит стабилизировать производство: остановить его падение; установить, а вернее восстановить связи с республиками СНГ, остановить инфляцию. Путей несколько: 1. Вернуться к командной экономике. 2. Усиленно экспортировать сырье, топливо, вооружение для получения валютных средств, необходимых для реконструкции экономики. 3.Развитие новейших технологий на малых и средних (более мобильных) предприятиях: - Конвертировать предприятия ВПК и ориентировать их на новейшие технологии; - Создать технопарки (технополисы) на базе НИИ и ВУЗов страны. - Приоритетное развитие науки и наукоемких производств. - Развитие новейших систем связи. - Развитие иностранного туризма, с целью получения доходов в бюджет страны и т. д. IV. Закрепление - Назовите основные черты командной экономики. (Государственная собственность, монополия, отсутствие рынка, цены не соответствуют спросу и т. п.) -Назовите черты, присущие рыночной экономике. (Разнообразные формы собственности, конкуренция, цикличность в развитии экономики, безработица, цена-результат соотношения спроса и предложения и т. п.) - Объясните термины «либерализация» и «приватизация». -Каковы причины экономического кризиса в России? (Основная причина - распад СССР и разрыв производственных связей между предприятиями.) - Что такое теневая экономика? Почему необходимо с ней бороться? (Теневая экономика образуется из фирм, уклоняющихся от уплаты налогов, из которых формируется бюджет страны. Из бюджета финансируются расходы на армию, образование, здравоохранение и др. К теневой экономике относится и торговля оружием, наркотиками. Оружие покупают преступники, террористы. Наркотики уничтожают человеческую личность, способствуют деградации личности.) - На какой стадии развития экономики находится Россия? (Индустриальная, т. к. большая часть населения России занята в производственной сфере 67%, а ведущей отраслью является промышленность.) - Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем? (Развитие новейших наукоемких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию и т. п.) V. Домашнее задание: § 25, вопросы для самооценки стр. 122; Социокультурный практикум стр.122.
Автор(ы): Ковалева Е. Е.
Скачать: География 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ковалева Е. Е.
Скачать: География 9кл - Приложение.docx