Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

17. Рынок труда и занятости населения

Текст урока

  • Конспект

     
    Зиновьева Елена Александровна, учитель, 
    МБОУ «Светлинская СОШ», Сакмарский район.
    Предмет -  география.
    Класс – 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) - А. И. Алексеев, В. В. Николина. География: население и хозяйство России. 9  класс – М.: Просвещение, 2009.
    
    Тема  урока:  Рынок труда и занятости населения.
    
    Общее количество часов, отведенные на изучении темы – 9
    Место урока в системе уроков по теме – 8
    Цель урока - Познакомить с причинами безработицы, требованиями к современному работнику; способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
    Задачи урока - Образовательные:  Сформировать представление о понятиях «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «рынок труда»; ориентация учащихся на выбор будущей профессии – важной ценности для самоопределения человека в жизни, знакомство с современными требованиями рынка труда и качествам работника.
    Развивающие: развивать экономическое мышления через анализ информации, развивать умение и навыки сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.
    Воспитательные:формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду,  использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.
    Средства обучения: Политико-административная карта России,  атласы, учебник.
    
    
    Содержание урока.
    1. Организационный  момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    1. Сравните занятия и расселите сельских жителей в природных зонах  России (в тундре, лесной и степной зонах)
    2. Проанализируйте проблемы деревень России: «обезлюдение»  деревень, «старение», безработица, преобладание мужчин, пьянство и т.д. 
    3. Их причины и пути решения проблем
    3. Изучение новой темы.
     Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?
     Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
    Рассмотрим схему в учебнике стр 69. Состав трудовых ресурсов России и их использование. Все  население России делится на 3 группы:
    1) дети;
    2) население в трудоспособном возрасте (кроме инвалидов);
    3) пожилые (пенсионеры).
    Записать в тетради:
    Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:
    1) занятые в домашнем и подсобном хозяйстве
    2) учащиеся в возрасте 16-17 лет   
    3) работающие лица старшего возраста (пенсионеры).
    Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве страны или ищет работу – их называют экономически активным населением.
      Экономически активное население (рабочая сила) - занятые + безработные
     Занятые – это та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. 
       Кого российское законодательство признаёт занятыми? 
     - работающие по найму в условиях полного и неполного рабочего времени; 
     - временно нетрудоспособные, в отпусках; 
     - самостоятельно обеспечивающие себя работой, предприниматели; 
     - проходящие службу в вооружённых силах, органах внутренних дел; 
     - обучающиеся в общеобразовательных школах, ВУЗах, высших, средних специальных учебных заведениях и т.д.
         Кто такие безработные? 
     Безработные – это относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине. 
       Кого российское законодательство признаёт безработными? 
     - не имеют работы и заработка; 
     зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы; 
     - готовы приступить к работе. 
    Добровольно незанятые, не включённые в состав рабочей силы: (имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу): 
     - пенсионеры, 
     - домохозяйки; 
     - безработные, которые отчаялись найти работу и не ищут её.
    Безработица - социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.
            Уровень безработицы определяется по следующей формуле:  
                                               Число безработных
    Уровень безработицы =                                                   * 100%
                                                 Численность рабочей силы    
     Этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые и другие производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг.
    Проблемные вопросы:
    1. Почему по регионам России уровень безработицы различен? (преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)
    2. Связано ли это с демографической ситуацией в стране, какие причины и возможные последствия этой ситуации?
     Почему возникает безработица?Давайте попробуем разобраться.
    Рассмотрим схему на стр.70 и выясним, как зависит спрос на рабочую силу  оплаты труда:
    1) при низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников  - спрос  выше предложения;
    2) при высокой оплате труда: работодатель должен обходиться  меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса – ситуация безработицы. 
             Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды (в тетради составляется схема):
    Как безработица сказывается на жизни  страны и человека?
     Последствия безработицы:
    Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
    Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
    Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
    Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
    Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
    Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. 
    4 . Закрепление.
    Практическая  работа  «Определение  по  статистическим  материалам  тенденции  изменения  числа  занятых  в  сферах  народного  хозяйства»
    1. Изучите  таблицу «Распределение населения, занятого в народном  хозяйстве, по отраслям и сферам»:
    
        Отрасль
      Доля занятых от численности экономически активного населения,  %
    
    1940 г.
    1960 г.  
    1980 г.
    1990 г.
    1993 г.
    Промышленность  и  строительство
      26
       37
       42
       41
       40
    Сельское и лесное хозяйство
      50
       32
       15
       14
       15
    Транспорт и связь
      6
       8
       10
       10
       8
    Сфера обслуживания
      18
       23
       33
       35
       37
    1. Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы?  Почему?
    2. Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере?  Чем это вызвано?
    3. Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства?
    4. Сделайте выводы.
    5.Итог урока.
    За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.
    6. Домашнее задание: § 15,  написать реферат, сочинение, выполнить исследовательский проект о своей будущей профессии.
    
    
     

    Автор(ы): Зиновьева Е. А.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx