Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

9. Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка

Текст урока

  • Конспект

     Лебедева Ольга Николаевна, учитель географии
                                                                         МБОУ Краснокоммунарская  СОШ
    Сакмарский район.
    Название предмета: география
    Класс: 9
    УМК:А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема: Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков по теме: 4
    Цель: создать условия для формирования представлений о природных ресурсах и их значимости для хозяйства.
    Задачи: 
    Образовательная: познакомить с классификацией природных ресурсов; осуществить хозяйственную оценку природных ресурсов России; установить обеспеченность ими страны; выявить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения; дать определение понятию «ресурсоемкость».
    Развивающая: прививать любознательность и интерес к географическим знаниям; способствовать развитию речи, умению аргументировать свои ответы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
    Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать, сотрудничать с другими людьми в поисках необходимой информации.
    Техническое обеспечение урока: физическая карта России, карта «Полезные ископаемые России», «Народы и плотность населения России»
    Содержание урока:
    1.Организационно- психологический момент:
    Добрый день, дорогие ребята! 
    -На рабочий лад настройтесь
    Ведь у нас немало дел.
    Поудобнее устройтесь,
    Чтобы каждый проявить себя сумел!
    2.Повторение и проверка домашнего задания:
    Фронтальная беседа:
    1.Назовите основные виды воздействия человека на природу.
    2.Какие изменения в окружающей среде происходят под влиянием человеческой деятельности?
    3.Что такое экологическая ситуация? Какова она в вашей местности? Определите ее параметры.
    4.Что влияет на возникновение экологических ситуацией в регионе?
    5.Может ли человек избежать   отрицательных   последствий экологических ситуаций? Докажите.
    6.Каковы условия устойчивого развития общества?
    7.Объясните слова известного эколога Н.Н.Моисеева, что «экологические проблемы возникли из-за «кризиса личности».
    3.Актуализация:
    - Вспомните, чем отличаются понятия «природные условия» и «природные ресурсы»?
    - Что относится к природным ресурсам?
    -Что нам предстоит узнать на уроке?
    4.Изучение нового материала:
    - Итак, мы пришли к выводу, что резкой границы между природными условиями и ресурсами невозможно провести. Причем на разных этапах развития общества природные условия могут становиться ресурсом.
    Используя текст учебника §10, составьте схему классификации ресурсов по характеру использования.
    По характеру использования природные ресурсы бывают:
    
    Непосредственно                            Используемые                           Используемые
    используемые                                  в производстве                             для отдыха
       человеком                                    материальных   благ   
    
    питьевая вода                          полезные ископаемые                рекреационные
    рыба                                                 почвы                                            
    грибы                                           лесные ресурсы
    животные                                  гидроэнергоресурсы
    
    - Существует также хозяйственная классификация. В этом случае выделяют минеральные, водные, агроклиматические, биологические, рекреационные природные ресурсы. Естественно, все классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.
    -Природные ресурсы классифицируются и по принципу исчерпаемости.
    -Рассмотрим таблицу 2 на стр. 41 и проанализируем ее с определением возможности  рационального использования ресурсов .
    - Что можно сказать об обеспеченности страны природными ресурсами?
    - Что такое ресурсоемкость?
    Для организации дискуссии по этой проблеме учащимся предлагается ответить на вопросы: «Обязательно ли Россия должна сама себя обеспечивать всеми видами природных ресурсов? Может быть, какие-то виды природных ресурсов рациональнее закупить?»
       Для дискуссии может быть использована таблица с доводами «за» и «против».
    
                          Доводы «за»
                   Доводы «против»
    1.Россия должна сама себя обеспечивать
    всеми видами природных ресурсов.
    
    2.Опасно попадать в зависимость от других стран.
    
    3.А, если мы поссоримся с другими странами, и  они объявят нам блокаду?
    1.Некоторые виды ресурсов дешевле купить за границей, например, оловянный концентрат, марганец, бокситы и др.
    2.Все страны мира торгуют друг с другом, и государства с открытой экономикой наиболее процветающие.
    3.Необходимо проводить взвешенную, миролюбивую внешнюю политику;
    разрешать противоречия путем переговоров.
    
    5.Закрепление:
      - Итак, представьте, что вы обнаружили месторождение угля. Значит ли это, что месторождение должно сразу осваиваться? /Нет/ Проводиться его хозяйственная оценка. Она включает изучение следующих вопросов: 
    1.Нужен ли данный ресурс хозяйству региона, т.е. оценивается потребность в ресурсе.
    2.Географическое положение /удаленность от транспортных путей, освоенность территории/.
    3.Величина и качество ресурса. Если месторождение имеет небольшие запасы и низкое качество полезного ископаемого, то добыча не будет экономически оправдана.
    4.Определяется экономическая эффективность их освоения:
    а/объем капиталовложений;
    б/себестоимость добычи /она резко возрастает при разработке месторождений на Севере и глубоко залегающих в земной коре/;
    в/срок окупаемости и пр.
    -Дайте хозяйственную оценку Южно-Якутского каменноугольного бассейна, используя план и карты атласа. Оценочные суждения занесите в таблицу:
                           План
            Оценочные суждения
    1.Потребность населения в каменном угле.
    2.Географическое положение /удаленность от транспортных путей, освоенность территории/.
    3.Величина и качество ресурса. 
    4.Экономическая эффективность освоения:
    а/объем капиталовложений;
    б/себестоимость 
    в/срок окупаемости и пр.
    
    1.Используется в качестве топлива, химического сырья.
    2.          ……
    3.           …..
    4.           …….
    
         - Иногда полезные ископаемые образуют территориальные сочетания, при этом дополняющие друг друга, например, уголь Кузбасса залегает рядом с месторождением железной руды Горной Тории. Но такое расположение бывает редко, чаще залегание сырья/руды/ и топлива разделяют сотни, а то и тысячи километров.
          Работа с картой:
    -Сопоставьте карты «Физическую России», «Полезные ископаемые России», «Народы и плотность населения России».
    -В какой части России живет большая часть населения, а где расположены основные месторождения угля, нефти, газа, запасы лесных ресурсов? К какому выводу вы пришли?
    -По таблице 3 с. 46 сравните использование лесных ресурсов в США и России. Сделайте вывод.
    -Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д.И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность-это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами». Аргументируйте свой ответ.
    6. Домашняя работа:
    § 10, рубрика «Мой край в судьбе России» вопрос 2.
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Лебедева О. Н.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx