Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

7. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Текст урока

  • Конспект

     Лебедева Ольга Николаевна, учитель географии
                                                                         МБОУ Краснокоммунарская  СОШ
    Сакмарский район.
    Название предмета: география
    Класс: 9
    УМК:А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков по теме: 2
    Цель: создать условия для формирования представлений о непосредственном влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека.
    Задачи:
    Образовательная:выявить влияние климатических, геохимических, биотических условий на организм человека; оценивать непосредственное влияние природных условий на собственный организм.
    Развивающая: прививать любознательность и интерес к географическим знаниям; способствовать развитию речи, умению аргументировать свои ответы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.
    Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать, сотрудничать с другими людьми в поисках необходимой информации.
    Техническое обеспечение урока: презентация «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», карточки-задания для групповой работы.
    Содержание урока:
    1.Организационно-психологический момент:
     Приветствие учителя:
    - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
    - Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
    - Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают)
    2.Повторение и проверка домашнего задания:
    1.Назовите виды отношений человека с природой.
    2.Что такое адаптация?
    3.Как адаптация влияет на здоровье человека?
    4.Представьте, что вы переехали жить из средней полосы России на Север /в Заполярье/. Как может адаптироваться ваш организм?
    5.Приведите три примера индивидуальной биологической адаптации.
    6.Сколько длится снижение иммунной системы организма человека при смене  природных условий в районе проживания, например, при переезде с юга на север?
    7.В каком возрасте адаптация организма идет наиболее трудно?
    8.Через какое время истощается организм человека при проживании в зоне Севера?
    9.Приведите примеры внебиологической адаптации человека: в религии, в одежде, в красоте, в пище, в домашнем хозяйстве.
    10.Почему жилище жителя пустыни и жителя тундры очень похожи?
    3.Изучение нового материала:
    - При оценке здоровья человека необходимо учитывать не только совокупность факторов окружающей среды, но и каждого фактора в отдельности.
    -Сегодня на уроке в процессе групповой работы дадим характеристику непосредственного влияния климатических, биотических, геохимический условий на организм человека.
    -В качестве источника информации будет учебник § 7.
    Задания для первой группы учащихся:
    1.Проживание человека в разных климатических условиях России характеризуется различными реакциями и адаптацией к окружающей среде. На основе текста учебника  установите влияние климатических условий Заполярья, климата средней полосы, летнего и зимнего муссонов Дальнего Востока, высокогорных территорий на организм человека.
    2.Найдите положительное и отрицательное влияние на здоровье человека в каждом из перечисленных регионов России. Один из них замените своей местностью.
    3.Определите влияние на здоровье количества солнечной радиации, температуры воздуха зимой и летом, скорости ветра, относительной влажности воздуха, степени изменчивости погоды, частоты перепадов атмосферного давления, амплитуды температур лета и зимы.
    4.Сравните благоприятность условий вашей местности и предложенных для сравнения районов России.
    Задания для  второй группы учащихся:
    1.Отечественный ученый А.П. Виноградов на основе неоднородности химического состава определенных территорий выделил биохимические провинции. Под биохимическими провинциями принято понимать такие географические регионы, в которых все компоненты среды, в том числе флора и фауна, характеризуются определенным своеобразием химического элементарного состава. Избыток или недостаток содержания каких-либо химических элементов приводит к эндемическим заболеваниям. Выясните, какие эндемические заболевания характерны для вашей местности. Какие меры для их профилактики проводятся? С чем это связано?
    2.Приведите примеры влияния на организм человека недостатка йода, фтора и других элементов.
    3.Почему действие геохимических условий снизилось в настоящее время? Как можно избежать влияния на организм недостатка йода в окружающей среде?
    4.Почему в некоторых районах из-за антропогенного влияния ухудшилась геохимическая обстановка? С чем связана болезнь асбестоз, распространенная в г. Асбест на Урале?
    Задания для   третьей  группы учащихся:
    1.Выясните, как биотические условия оказывают влияние на организм человека? При ответе используйте текст учебника §7.
    2.Всем известно, что отдельные представители животного мира являются крайне опасными переносчиками инфекций или просто мешают находиться   на открытом воздухе. Какие из них имеются в вашей местности.
    3.Как вы считаете, есть ли необходимость в уничтожении вредных для человека вредных животных и насекомых? Ответ аргументируйте.
    Задания для   четвертой группы учащихся:
    1.Разработайте «Кодекс туриста» /7-8 правил поведения человека в природе, целью которых было бы сохранение природы/
    2.Объясните предлагаемые правила.
    Задания для  пятой группы учащихся:
    1.Выясните, как климатические условия влияют на характер жилища человека. При ответе используйте текст учебника § 8.
    2.Докажите, что климатические условия определяют потребности населения в питании.
    3.Какое влияние на характер жилища оказывает сейсмичность территории?
    4.Почему возможность рекреационной деятельности определяется природными условиями?
    После выполнения заданий учащимися осуществляется их обсуждение.
    4.Закрепление:
    -Социокультурный практикум / с. 38/
    - На контурной карте России отметьте условными знаками территории, где бы вы хотели, учитывая особенности природных условий:
    а/жить постоянно; б/ периодически отдыхать; в/побывать на экскурсии.
    -Сопоставьте вашу карту с аналогичными картами ваших товарищей. Проанализируйте и обсудите полученные данные.
    5.Домашняя работа:подготовить сообщение или презентацию на тему «Рекреационные районы России».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Лебедева О. Н.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку