Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

1. Введение. Что будем изучать

Текст урока

  • Конспект

     Семыкина Ирина Михайловна, учитель географии,
    МБОУ «Центральная СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Введение. Что будем изучать.
    
    Общее количество часов: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Цель урока: сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России, показать значение географии как науки на данном этапе изучения.
    Задачи урока: Образовательные: раскрыть сущность понятий экономическая и социальная география; познакомить с видными отечественными эконом. географами; познакомить учащихся со структурой учебника.
    Развивающие: совершенствовать умение учащихся работать с разными источниками географических знаний; формирование интереса к изучению географии хозяйства и населения.
    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учению; воспитание чувства патриотизма; осуществлять краеведческое воспитание.
    
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, портреты географов-экономистов, атласы, учебник, компьютер, проектор, презентация «Введение. Что будем изучать
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Изучение нового материала
    
    Эпиграф к уроку: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю»
    Ю.К. Ефремов
    1. Связь курса физической географии России (8 класс) с экономической и социальной географией России (9 класс).
    
    Экономическая и социальная география – это наука, изучающая развитие и размещение население и его хозяйственной деятельности.
    
    2.  Структура учебника.
     - Размещение учебного материала
       Перед основным содержанием параграфа находится рубрика «Вам предстоит узнать», которая выделяет основные вопросы параграфа.
       В конце параграфа имеется ряд вопросов: первая рубрика «Вопросы для самооценки» - по ним Вы сможете проверить уровень усвоения материала параграфа
       В рубрике «Моя точка зрения» Вы можете подумать и высказать свою точку зрения, своё суждение на решение проблем, связанных с экономикой России.
       В учебнике также есть рубрика «Представьте, что…», которая приглашает Вас к дискуссии, моделирует какую-либо ситуацию. Вам необходимо определить свою позицию и постараться убедить собеседника в своей правоте или понять позицию другого человека.
       Рубрика «Мой край в судьбе России» позволит Вам на уроке и во внеурочное время познать особенности своего города, села, района, области. А «Социо-культурный практикум» позволит Вам провести  исследование своего края по многим экономическим и социальным вопросам.
       Каждая часть имеет тематическое обобщение «Подведём итоги» с рубриками «Оценка ваших достижений» и «Обмен ценностями», включающие в себя вопросы, позволяющие определить уровень усвоения изучаемой темы.
    - Краткий словарь терминов (с. 344). В курсе экономической географии много новых терминов, которые необходимо знать и понимать. 
    Задание: -  Познакомьтесь со словарём терминов и назовите незнакомые вам понятия.
                    - Объясните значение слова анклав, с которым мы встретимся совсем скоро. Чем данное понятие отличается от понятия полуанклав? По политико-административной карте России определите, чем является Калининградская область? (полуанклав)
    - Статистические материалы находятся в Приложении (с.325)
    
    3. Основатели отечественной экономической географии.
    
    Вклад М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, П.П. Семенова-Тян-Шанского в становлении экономической географии
    
       Экономическая и социальная география – это не только школьная дисциплина, но  и серьёзная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский.
       Н.Н. Баранский родился 27 июля 1881 г. в семье учителя гимназии города Томска, преподававшего русский язык, литературу и географию, - человека “крупного ума и широкой натуры”. Николай Николаевич блестяще учился, окончив в 1899г. гимназию с золотой медалью, владел “древними” – латинским и греческим – и современными языками – французским, немецким, английским.
       В 13 лет он начал помогать отцу в его репетиторской работе.
       В 1910 – 1914 гг. Баранский окончил Экономическое отделение ныне Института народного хозяйства им. Плеханова.
       С юных лет Н.Н. Баранский, практически не переставая, занимался просветительской и пропагандисткой деятельностью, которая постепенно перерастала в профессорско-преподавательскую, а центр его интересов всё более перемещался из области политики, политэкономики и экономии в географию, что подготавливалось самой его жизнью, практической работой, наблюдениями. Баранский сам задавал себе вопрос: “Почему я стал заниматься экономической географией?” – и в качестве одной из главных причин называл следующее: “…поездки …, в которых я исколесил около 200 тыс. км…а затем сверх того ещё около 100 тыс. км, показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней”.
       Н.Н. Баранский умер 29 ноября 1963 года. Он умер, увенчанный заслуженными наградами и всемирно известный.
    
    Возможен вариант опережающих заданий для учащихся, если география в расписании стоит не в первый день занятий.
    Николай Николаевич Баранский  (сообщение учащегося 1)
    Юлиан Глебович Саушкин (сообщение учащегося 2)
    
    4. Структура курса.
    Экономическая география изучает хозяйство страны: географию промышленности, географию сельского хозяйства, географию транспорта, географию населения и т.д.
       Первая часть курса – это география компонентов хозяйства и населения.
       Вторая часть курса – география регионов России.
    
    5. Задачи современной географии.
    Работа по схеме рис.1 с.7
    Описание          объяснение          предсказание           управление              создание новых
                                                                                                                                 Объектов
    
       В 9 классе мы познакомимся с экономическими, социальными, экологическими, демографическими проблемами России. Выявив отличительные черты территории, мы должны будем ответить на вопросы: где и почему; как и зачем; что будет, если..?
    Основные задачи географии: описание, объяснение процессов, происходящих в стране; предсказание или прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином воздействии человека; управление географическими объектами; создание новых объектов, т.е. география должна помогать обществу решать конкретные проблемы, выполнять практические жизненно важные для населения и хозяйства страны задачи.
       Более сложна задача управления объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или заселить опустевшие сельские территории? Общество, в том числе и российское, очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснилось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов и внешними усилиями далеко не всегда можно что – либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому).
       Создание новых объектов с заранее заданными свойствами – одна из наиболее сложных задач любой науки. Вначале она была решена в “чисто естественных” науках – механике (создание машин), химии (новые материалы), биологии (выведение новых сортов растений, новых пород животных). Географические объекты, разнородные по своему составу, гораздо труднее спроектировать и тем более создать.
       Один из самых сложных вопросов при этом – выбор места для нового объекта. История сохранила нам примеры удачных решений: например, создание Петром I на пустом месте Санкт – Петербурга, ставшего одним из прекраснейших городов мира, крупным экономическим и культурным центром. Но гораздо большее число городов исчезло с географической карты – часто из-за  того, что при их создании не был учтён комплекс местных условий. Один из последних примеров неудачных решений – создание на Крайнем Севере в неблагоприятных природных условиях больших городов, население которых было призвано обеспечить добычу полезных ископаемых, хотя её можно было осуществить гораздо меньшим числом жителей. В результате происходил “обвальный” отток населения из этих районов, а построенные там города и посёлки оказываются ненужными.
    Перечертите в тетрадь схему «Задачи географической науки».
    
    6. «Образ территории»
       География должна помочь обществу в решении хозяйственных проблем и создать у каждого жителя России «образ страны», «образ республики», «образ области», «образ города», «образ села», одним словом – «образ своей Родины».
       Для понимания образа территории необходимо знать, как исторически развивалась экономика (хозяйство) территории, как заселялась территория, какими природными ресурсами она обладает. И, конечно же, нам очень пригодятся знания о природных условиях России и её частей, которые мы изучили в 8 классе. Мы помним, что люди селятся в районах с благоприятными условиями. 
    Вопрос: Какие природные условия Вы можете назвать благоприятными?
    Таковыми являются – равнинный рельеф; наличие рек, озёр, моря; тёплое лето и мягкая зима; достаточное увлажнение; пышная растительность и др.
       Но этого нет в Воркуте, Норильске, Новом Уренгое и ещё во многих местах России. В этих городах холодное и короткое лето, длинная и суровая зима, тундра и вечная мерзлота
    Вопрос: Почему же люди живут в таких неблагоприятных условиях? (обсуждение)
                                                                              
    III. Закрепление
    1. Что изучает экономическая и социальная география России?
    2. Кто является основателем экономической географии России?
    3. Каковы основные задачи экономической и социальной географии России?
    4. Поясните слова царя Бориса из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»:
    
    Царь:     А ты, мой сын, чем занят? Это что?
    Федор:  Чертеж земли московской; наше государство
                  Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
                 Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.
                  Вот пермские дремучие леса.
                  А вот Сибирь.
    Царь:     А это что такое узором здесь виется?
    Федор:   Это Волга.
    Царь:     Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
                  Как с облаков ты можешь обозреть
                  Все царство вдруг: границы, грады, реки.
                  Учись мой сын: наука сокращает
                  Нам опыты быстротекущей жизни _ 
                  Когда - нибудь, и скоро, может быть.
                  Все области, которые ты ныне
                  Изобразил так хитро на бумаге
                  Все под руку достанутся твою
                  Учись мой сын, и легче и яснее
                  Державный труд ты будешь постигать.
    
    IV. Домашнее задание: § 1, вопросы для самооценки;
                                      определите, откуда привезены товары, используя этикетки
                                      или упаковку товара;
                                      нарисуйте «образ России», «образ области», «образ   
                                      района», «образ села» (по выбору)
     

    Автор(ы): Семыкина И. М.

    Скачать: География 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку