Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

45. Города Центрального района

Текст урока

  • Конспект

     Cулимов  Александр  Юрьевич, учитель географии,
    МБОУ «Егорьевская СОШ» Сакмарский район
    Предмет: география
    Класс: 9
    УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока: Города Центрального района
    Общее количество часов: в разделе 27, в теме - 10
    Место урока в системе уроков по теме: 5, в разделе -  6
    Цель урока: Продолжить формирование  представлений о Центральном районе и его особенностях, познакомить с городами Центрального  района и их ролью в хозяйстве региона, рассмотреть роль и значения Москвы.
    Задачи урока: 
    Образовательные: Познакомить с географией и особенностями старинных русских городов Центрального района и центрами русских народных ремесел, историей их возникновения и значением для современности;
    Развивающие: Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей;
    Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к своей Родине. Способствовать развитию духовных качеств личности обучающихся.
    Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, тематическая презентация.
    
    Ход урока:
    I  Организационный этап.
    
     II Проверка знаний:
                  Охарактеризуйте особенности населения Центрального района.
                  Сообщения учащихся о народных промыслах.
     Что такое урбанизация ?
                 Что такое агломерация?
                 Назовите крупные агломерации России.
    Сообщение темы урока, цели, задач и мотивация учебной деятельности учащихся.
    Сегодня наша задача познакомится с особенностями  городов Центрального района, рассмотреть роль и значение Москвы в жизни и развитии Центрального района и всего государства. Может те вопросы и проблемы , которые мы сегодня рассмотрим ,будут решены именно вами, нашим будущим поколением.
    
    III Введение материала с учетом закономерностей процесса  познания, осмысление связей и отношений в объекте изучения.
    Процессы урбанизации в Ц. Районе начались  раньше чем в других районах.
    Происходила концентрация населения в Москве ( после гражданской войны 2 млн., в наше время- 9 млн.)
    Также произошло слияние близ расположенных городов и образования Московского столичного региона.
    В центральном районе- 274 города (25 % городов России), 471 посёлок городского типа (21% российских пгт). В них проживают около 27,6 млн. горожан.
    Главную роль в Ц. Районе имеет Москва.
    Послушаем сообщение об истории города.
    История Москвы
    Москва- столица Российской Федерации. Она расположена в центре европейской части страны на реке Москве.
    В Х-Х1 вв. здесь были городища славянских племен- вятичей.
    В Х11 в. на холме стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого « Приди ко мне , брате, в Москов». Эта дата считается началом существования Москвы. 
    Огромный город разросся из крохотного поселения , возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву- реку речки Неглинной.
    К  концу 15 века создаётся единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван 3  стал государем « всея Руси» . 
    В 17 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: «Город  виден за 15 верст , восхищая  взор своею красотой и величием , своею возвышенностью , множеством башен и стройных куполов церковных , сверкающих золотом». 
    В 1712 году царь Пёпр1 перенёс столицу из Москвы в Санкт- Петербург.
    Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть  дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала центром национальной культуры. 
    В 1918 году Москва снова стала столицей РСФСР , СССР, а с 1992- столицей России.
    Определим роль Москвы как центра.
         МОСКВА- СТОЛИЦА
    Центр управления Россией. 
    ( место пребывания высших органов власти :  Президента , Госдумы, Совета  Федерации, Правительства России.)
    Центр науки - Российская Академия наук, 1000 научно- исследовательских институтов, 80 ВУЗов , 13 университетов, 19 учебных академий.
    Центр культуры- театры, концертные залы, научные библиотеки, государственные архивы.
    Центр нововведений (инноваций)- распространяются по всей стране.
    Центр « четвёртой власти»- средств массовой информации: телевидения, радиовещания, газет и журналов.
    Финансово- банковская столица России  (80% всех финансовых операций)
    Транспортный центр  (радиально-кольцевая система дорог)
    Исторический центр-  1147г.- год основания Москвы.
    Торговый, промышленный  центр -  Лёгкая  промышленность, пищевая, химическая, машиностроение. Торговые базы.
    Проблемное задание : определите положительные и отрицательные черты многофункциональности города.
    ( контраст между районами)
     Послушайте сообщение о проблемах Москвы.
    Проблемы Москвы.
     1.Два раза в сутки , утром и вечером , возникают транспортные пробки при пересечении «радиусов» с другими улицами. Для решения этой проблемы необходимо создание новых кольцевых магистралей внутри города и за его пределами . Новые кольца за городом уменьшат поток транзитных машин.
     2. Центр Москвы - заповедная зона, требует реставрации.
     3. В последние годы увеличился поток мигрантов- беженцев, вынужденных переселенцев и жителей стран СНГ, которые приезжают в Москву в поисках работы. В Москву с 1989- 1994 г.г. прибыло 150 тысяч украинцев , в 5 раз  увеличилась численность армян, узбеков, таджиков, жителей Северного Кавказа и почти в 10 раз увеличилась численность азербайджанцев. 
    4.В Москве сократилось число постоянных жителей на 500 тысяч человек ( с 1992 по 1999г.г.) Причина этого – резкое снижение рождаемости и рост смертности.
    5. Промышленные предприятия Москвы , а также наземный транспорт является крупными загрязнителями воздуха и вод Москва- реки.
    6. Водная проблема является одной из острых проблем города. Московской агломерации не хватает воды Волги , которая поступает по каналу Волга- Москва. В Москве- реке на  ¾  течет волжская вода. Необходимо экономное использование воды населением, и особенно промышленными предприятиями города.
    А теперь перейдём к рассмотрению других городов Центрального района. 
    
    Закрепление :  Выполнение практической работы
    Практическая работа. Характеристика одного из городов Центрального района по плану:
    1. Название.
    2. численность населения
    3. особенности ЭГП
    4. отрасли специализации
    5. крупные промышленные предприятия
    6. наиболее известные памятники архитектуры, культуры, истории.
    7. проблемы.
    8. какие функции вы бы предложили «перенести» из Москвы в данный город, учитывая его особенности.
    
    
    Домашнее задание: § 40, оформить практическую работу, приготовить визитную карточку или буклет одного из городов Центрального района
     

    Автор(ы): Сулимов А. Ю.

    Скачать: География 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку