Cулимов Александр Юрьевич, учитель географии, МБОУ «Егорьевская СОШ» Сакмарский район Предмет: география Класс: 9 УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2009. Уровень обучения: базовый Тема урока: Города Центрального района Общее количество часов: в разделе 27, в теме - 10 Место урока в системе уроков по теме: 5, в разделе - 6 Цель урока: Продолжить формирование представлений о Центральном районе и его особенностях, познакомить с городами Центрального района и их ролью в хозяйстве региона, рассмотреть роль и значения Москвы. Задачи урока: Образовательные: Познакомить с географией и особенностями старинных русских городов Центрального района и центрами русских народных ремесел, историей их возникновения и значением для современности; Развивающие: Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей; Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к своей Родине. Способствовать развитию духовных качеств личности обучающихся. Средства обучения: физическая и политико-административная карты России, атласы, учебник, компьютер, проектор, тематическая презентация. Ход урока: I Организационный этап. II Проверка знаний: Охарактеризуйте особенности населения Центрального района. Сообщения учащихся о народных промыслах. Что такое урбанизация ? Что такое агломерация? Назовите крупные агломерации России. Сообщение темы урока, цели, задач и мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня наша задача познакомится с особенностями городов Центрального района, рассмотреть роль и значение Москвы в жизни и развитии Центрального района и всего государства. Может те вопросы и проблемы , которые мы сегодня рассмотрим ,будут решены именно вами, нашим будущим поколением. III Введение материала с учетом закономерностей процесса познания, осмысление связей и отношений в объекте изучения. Процессы урбанизации в Ц. Районе начались раньше чем в других районах. Происходила концентрация населения в Москве ( после гражданской войны 2 млн., в наше время- 9 млн.) Также произошло слияние близ расположенных городов и образования Московского столичного региона. В центральном районе- 274 города (25 % городов России), 471 посёлок городского типа (21% российских пгт). В них проживают около 27,6 млн. горожан. Главную роль в Ц. Районе имеет Москва. Послушаем сообщение об истории города. История Москвы Москва- столица Российской Федерации. Она расположена в центре европейской части страны на реке Москве. В Х-Х1 вв. здесь были городища славянских племен- вятичей. В Х11 в. на холме стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого « Приди ко мне , брате, в Москов». Эта дата считается началом существования Москвы. Огромный город разросся из крохотного поселения , возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву- реку речки Неглинной. К концу 15 века создаётся единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван 3 стал государем « всея Руси» . В 17 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: «Город виден за 15 верст , восхищая взор своею красотой и величием , своею возвышенностью , множеством башен и стройных куполов церковных , сверкающих золотом». В 1712 году царь Пёпр1 перенёс столицу из Москвы в Санкт- Петербург. Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала центром национальной культуры. В 1918 году Москва снова стала столицей РСФСР , СССР, а с 1992- столицей России. Определим роль Москвы как центра. МОСКВА- СТОЛИЦА Центр управления Россией. ( место пребывания высших органов власти : Президента , Госдумы, Совета Федерации, Правительства России.) Центр науки - Российская Академия наук, 1000 научно- исследовательских институтов, 80 ВУЗов , 13 университетов, 19 учебных академий. Центр культуры- театры, концертные залы, научные библиотеки, государственные архивы. Центр нововведений (инноваций)- распространяются по всей стране. Центр « четвёртой власти»- средств массовой информации: телевидения, радиовещания, газет и журналов. Финансово- банковская столица России (80% всех финансовых операций) Транспортный центр (радиально-кольцевая система дорог) Исторический центр- 1147г.- год основания Москвы. Торговый, промышленный центр - Лёгкая промышленность, пищевая, химическая, машиностроение. Торговые базы. Проблемное задание : определите положительные и отрицательные черты многофункциональности города. ( контраст между районами) Послушайте сообщение о проблемах Москвы. Проблемы Москвы. 1.Два раза в сутки , утром и вечером , возникают транспортные пробки при пересечении «радиусов» с другими улицами. Для решения этой проблемы необходимо создание новых кольцевых магистралей внутри города и за его пределами . Новые кольца за городом уменьшат поток транзитных машин. 2. Центр Москвы - заповедная зона, требует реставрации. 3. В последние годы увеличился поток мигрантов- беженцев, вынужденных переселенцев и жителей стран СНГ, которые приезжают в Москву в поисках работы. В Москву с 1989- 1994 г.г. прибыло 150 тысяч украинцев , в 5 раз увеличилась численность армян, узбеков, таджиков, жителей Северного Кавказа и почти в 10 раз увеличилась численность азербайджанцев. 4.В Москве сократилось число постоянных жителей на 500 тысяч человек ( с 1992 по 1999г.г.) Причина этого – резкое снижение рождаемости и рост смертности. 5. Промышленные предприятия Москвы , а также наземный транспорт является крупными загрязнителями воздуха и вод Москва- реки. 6. Водная проблема является одной из острых проблем города. Московской агломерации не хватает воды Волги , которая поступает по каналу Волга- Москва. В Москве- реке на ¾ течет волжская вода. Необходимо экономное использование воды населением, и особенно промышленными предприятиями города. А теперь перейдём к рассмотрению других городов Центрального района. Закрепление : Выполнение практической работы Практическая работа. Характеристика одного из городов Центрального района по плану: 1. Название. 2. численность населения 3. особенности ЭГП 4. отрасли специализации 5. крупные промышленные предприятия 6. наиболее известные памятники архитектуры, культуры, истории. 7. проблемы. 8. какие функции вы бы предложили «перенести» из Москвы в данный город, учитывая его особенности. Домашнее задание: § 40, оформить практическую работу, приготовить визитную карточку или буклет одного из городов Центрального района
Автор(ы): Сулимов А. Ю.
Скачать: География 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Сулимов А. Ю.
Скачать: География 9кл - Презентация к уроку.ppt