Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

8. Население: особенности воспроизводства, проявление демографического взрыва (Уксукбаева Н. Д.)

Текст урока

  • Конспект

     Уксукбаева Нургуль Дейсенгалиевна, 
    учитель географии МОАУ «СОШ №4 г.Орска»
    Название предмета: География
    Класс: 11
    УМК: Экономическая и социальная география мира./ В.П.Максаковский .- 2006.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Население: особенности воспроизводства, проявление демографического взрыва.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 8/2
    Цель урока: 	Формирование знаний о населении Зарубежной Азии, развитие навыка работы с различными источниками информации, в том числе и картой.
    Задачи  урока: 
    1.  Изучить этнический, религиозный, поло-возрастной состав населения Зарубежной Азии, проанализировать и оценить демографическую ситуацию, выявить демографическую проблему и рассмотреть пути её решения;
    2. Развивать навыки работы с картами атласа, навыки статистического анализа, логическое мышление;
    3.	Способствовать воспитанию  чувства толерантности и уважительного отношения к людям разных рас, этносов и вероисповеданий. Воспитывать чувство уважения к умственному труду, чувство товарищества и взаимоответственности.
    Планируемые результаты:
    Знать: особенности населения Зарубежной Азии; закономерности формирования населения Зарубежной Азии;
    Уметь: сопоставлять карты различной тематики; составлять описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе и карт
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, атлас, мультимедийная презентация.
    Содержание урока:
    1. Оргмомент – 3 мин. Проверка готовности к уроку. Эмоциональное вхождение в урок. «Зимняя притча»
    Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
    На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.
    На третий день снегу намело — по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
    В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сём, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
    — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
    Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
    — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
    Учитель: Здравствуйте. Я рада, друзья, что вы сегодня пришли на мой урок.
    2. Актуализация знаний обучающихся – 10 мин
    Проверка домашнего задания «ЭГП Зарубежной Азии» ответьте на вопросы на слайде 1. - 5 мин
    1. Какова площадь региона Зарубежная Азия?
    2. Назовите три главные черты характеризующие ЭГП данного региона.
    3. Какую страну называют «балконом» Индокитая над Тихим океаном».
    4. Главное богатство региона в международном географическом разделении труда.
    Взаимопроверка – 2 мин (ответы на слайде 2)
    Выставление отметок – 1 мин (слайд 3)
    3. Изучение нового материала – 24 мин
    Как вы думаете, без чего не будет существовать ни один регион, ни одно государство?
    От чего зависит развитие всего региона или всей страны? Предположения учащихся. (территория, хозяйство, граница, население…).
    Давайте попробуем вывести тему нашего урока: «Население Зарубежной Азии». В соответствии с темой давайте поставим цели урока.
    Сегодня нам предстоит познакомиться с обширной темой «Население», что такое «население»? Давайте наметим план, о чем конкретно мы будем с вами говорить в этой теме? Предположения учащихся.
    План урока:
    1. Численность населения региона.
    2. Этнический состав
    3. Религиозный состав
    4. Размещение населения
    5. Миграции
    6. Урбанизация и крупнейшие города
    Итак, первое с чего нужно начать – это численность населения. Давайте с вами вспомни, что мы уже сейчас можем сказать о численности населения этого региона? (Ответы детей: большая численность населения, будет увеличиваться по прогнозам и т.д.). Совершенно верно, на сегодняшний момент на территории данного региона проживает 60 % всего населения Земли. Как вы думаете, а чем это можно объяснить? («демографический взрыв»). 
    А что такое «демографический взрыв» и чем он характеризуется? В соответствии с этим возникают какие – либо проблемы или нет? (возникают: экономические, экологические и т.д.).
    Обратите внимание на план урока, на какой пункт мы сейчас нашли ответ?
    Ученые предполагают, что на территории Зарубежной Азии проживает более 1000 этносов. Что такое «этнос»? Какую карту нам нужно использовать, чтобы увидеть все разнообразие народов? Для того, чтобы рассмотреть данный вопрос откройте учебник на странице 266, задание 4. Для выполнения данного задания предлагаю вам заполнить таблицу:
                            Регион
    Языковая семья
    Восточная Азия
    Юго-Восточная Азия
    Южная Азия
    Юго-Западная Азия
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Предлагается работа со сменными парами. 
    Зарубежная Азия – это родина всех трех мировых религий. (ислам, христианство и буддизм). Религия на сегодняшний момент оказывает огромное влияние на жизнь людей как в духовной сфере, так и в материальной. Зарубежная Азия отличается не только разнообразием этносов, но и разнообразием религий. В связи с этим возникают межрелигиозные конфликты, переходящие сегодня в сепаратизм. 
    Сепаратизм – это политика направленная на отделение, обособление и ставящая главной целью создание собственного национального государственного образования.
    Приведите примеры.
    Давайте с вами обратимся к нашему плану урока. Какие еще пункты нам осталось рассмотреть?
    Для рассмотрения этих вопросов предлагаю вам работу в группах. (1 группа – размещение населения, 2 группа – миграции, 3 группа – урбанизация и крупнейшие города). Каждая группа получит свое задание. В конце работы у каждого из участников вашей группы должна быть запись в тетради. Время работы 7 мин. (Приложение 2)
    Представление групп, рецензирование своих работ – 3 мин.
    4. Рефлексия – 5 мин
    Обратите внимание на рабочие листы. В них записаны утверждения, которые касаются пройденной темы урока. Если вы считаете, что утверждение верно, то отметьте его или выделите. Те утверждения, которые на ваш взгляд не верны – не отмечайте. Время работы – 3 мин.
    Самооценка – 1 мин.
    Сравните, пожалуйста ваши ответы с образцом на доске. Поставьте себе оценку.
    5. Итог урока – 2 мин
    В заключение нашего урока давайте вспомним, какие цели мы с вами ставили в его начале? Все ли они были достигнуты? 
    (Выделение отдельных учащихся и групп за работу на уроке).
    6. Домашнее задание – 1 мин
    В учебнике с.226-231.
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Уксукбаева Н. Д.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку