Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

18. Хозяйство: место Африки в мире. (Отюцкая Е. А.)

Текст урока

  • Конспект

     ФИО, должность, место работы: Отюцкая Екатерина Александровна, учитель географии,  г. Орск, МОАУ «СОШ №8 г. Орска им. А.К. Коровкина»
    Название предмета: география
    Класс: 11
    УМК: Экономическая и социальная география мира: учебник для образовательных учреждений/В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Хозяйство: место Африки в мире.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 2
    Цель урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.
    Задачи урока: 1) способствовать развитию учебно-познавательной компетенции – сформировать представление о особенностях хозяйства стран Африки, положении региона в мировом хозяйстве; 
    2) способствовать формированию коммуникативной компетенции – владеть основными приемами устной речи, высказывать свои суждения, давать развернутые и короткие ответы на вопросы, грамотно и ясно формулировать свою мысль;
    3) развивать информационную компетенцию – продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации (схемами, картами, атласами, материалами из Интернета); 
    4) развивать рефлексивную компетенцию – умение анализировать свою учебную деятельность, оценивать результативность деятельности членов группы. 
            Планируемые результаты: знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры Африки, размещение основных отраслей; определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических х объектов Африки.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: настенные карты: «Физическая карта Африки», «Политическая карта мира»
    Тип урока: комбинированный
    Содержание урока:
    
    1. Организационный момент. Вступительное слово.
    
               Мы продолжаем с вами изучение Африки. Откройте учебник на стр. 274 (план-схема темы 8). Что мы уже изучили? О чем пойдет речь сегодня? 
    Сегодня мы познакомимся с основными чертами отраслевой и территориальной структуры хозяйства Африки. 
    В конце урока – небольшой тест, который поможет вам оценить эффективность вашей работы на уроке. 
    
    2. Проверка домашнего задания.
    
    1.Верны ли следующие утверждения?
    1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине 20 века.
    2. Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.
    3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.
    4. Средняя плотность населения в Африке 15 человек на 1 кв.км.
    
    
    2.Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн. кв. км и омывается Красным морем?
    а) Ливия    б) Эритрея     в) Мавритания     г) Судан
    
    3. Определите страну:
    1. С юга омывается водами залива, с севера водами реки. Страна входит в десятку крупнейших стран по численности населения. Это страна – район непрекращающихся межэтнических конфликтов. Основным видом минерального сырья является нефть, выращивают масличную пальму, какао, гевею, арахис.
    А)Судан б)Танзания в)Нигерия г)ЮАР
                2. Преобладает арабское население, развито производство фосфорных удобрений, выращивают цитрусовые, столица не является самым большим городом страны.
                 А) Марокко                    б) Египет                              в) Ливия                   г) Алжир
    
    4.Перечислите и раскройте проблемы городов Африки. Охарактеризуйте урбанизацию материка.
    
    5.Почему доля детей и подростков в возрастной структуре населения Испании значительно ниже, чем в возрастной структуре населения Алжира? (из банка заданий ЕГЭ)
    
    6.Почему в Африке повышенная плотность населения вдоль побережий океанов и морей выражена меньше, чем в Зарубежной Азии?
    
    7.Почему демографическая политика в Африке не проводится или не дает результатов?
    
    
    3. Изучение нового материала. 
    1. Лекция учителя. 
    Африка – наименее экономически развитая часть света. Африка имеет самую низкую в мире долю продукции обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения, наиболее отсталую структуру хозяйства. Более ½ активного населения занято в аграрном секторе. 
    В чем причина отсталости экономики Африки? ( в ее колониальном прошлом).
    Среди 54 стран Африки наиболее устойчивое положение в МГРТ имеют всего 9 стран. Особое место в экономике Африке занимает ЮАР. На эту страну приходится всего 4% территории, 6% населения. Но здесь производится 30% ВВП Африки, 40% продукции обрабатывающей промышленности, 60% электроэнергии, 85% стали, содержится 30% автомобильного парка континента.
    Кроме ЮАР сравнительно прочные позиции в МГРТ занимают Марокко, Тунис, Египет, Либерия, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон. Как вы думаете, по каким показателям? (нефтедобывающие страны с развитой нефтепереработкой и нефтехимией).
    2. Работа по учебнику – стр. 279 – выписать в тетрадь отличительные черты колониальной структуры хозяйства. Найдите по учебнику определение монокультуры и запишите в тетрадь. (преобладание малотоварного, низкопродуктивного хозяйства; слабое развитие обрабатывающей промышленности; сильное отставание транспорта; ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами; однобокость развития экономики, которая проявляется чаще всего в преобладании одной отрасли сельского хозяйства или промышленности) 
    Место Африки в мировом хозяйстве определяется главным образом двумя группами отраслей: горнодобывающая промышленность и тропическое и субтропическое земледелие. (Анализ таблицы 8 на стр. 280 учебника «Доля Африки в продукции горнодобывающей промышленности и с/х мира»).
    Горнодобывающая промышленность.
    В наши дни по добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит важное место в мире. Основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок. Значит – именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в МГРТ. 
    Добыча золота в ЮАР началась в 1886 г. До конца 19 века она находилась на уровне всего 20-50 т. в год, но в начале 20 века повысилась до 200-300 т. В настоящее время Африка – мировой лидер по добыче алмазов. 
    Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое – не более чем 0, 0000073 %, что эквивалентно 0,2 г., или 1 карату, на каждые 3 т кимберлитов. Добыча алмазов – сложный и трудоемкий процесс, требующий значительных финансовых вложений. С момента начала поисков месторождения до его открытия проходит не один год, а иногда и целое десятилетие. 
    Первые залежи нефти и газа в Африке открыты в конце 19 – начале 20 веков. 60% всех выявленных месторождений приходится на Северную Африку. Нефть и газ добывают в Египте, Ливии, Алжире, Тунисе, Нигерии, Камеруне, Габоне, Анголе, Заире (Гвинейский залив). Месторождения гиганты: нефтяные – Хасси-Месауд, Зельтен, Джалу, Серир ( с запасами свыше 500 млн. т каждое), и газовое – Хасси-Рмель. 
    Африка занимает лидирующее положение в добыче урана с 1980г. Совокупная добыча урана в Южной Африке, Намибии и Нигерии составляет третью часть мирового объема. 
    Среди обрабатывающих отраслей набольшее развитие получили пищевая, легкая, цветная металлургия, химическая промышленность. 
    Практическая работа: используя материал лекции, карты атласа заполните таблицу 1. 
    
    Сельское хозяйство.
    Сельское хозяйство Африки отличается низкими, неустойчивыми темпами развития, резким преобладанием растениеводства, особой ролью экспортных культур. В некоторых странах (Чад, Мали, ЦАР) в нем занято до 90% населения. При этом земледелие многих стран носит монокультурный характер, связанный со специализацией практически на единственной культуре. 
    Оценка монокультурного хозяйства не может быть однозначно отрицательной или положительной. С одной стороны, монокультура поставила экономику целых стран в зависимость от конъюнктуры мировых цен, лишила многие из них плодородных земель, привела к истощению почвы. Но с другой стороны, монокультура обеспечивает значительные доходы, причем в твердой валюте. Она связывает страны с мировым рынком. 
    Обращаемся к таблице 8 на стр. 280 учебника. По производству каких с/х культур Африка занимает лидирующее положение в мире? (какао-бобы, маниока, сизаль, арахис, пальмовые орехи). 
    Названия некоторых растений Африки для нас необычны, экзотичны. Не все из вас имеют представление о них, поэтому я предлагаю вам послушать небольшую информацию о некоторых из них. 
    Дерево какао обрело в Африке вторую родину. На производстве какао-бобов специализируются Кот-д Дивуар, Гана, Нигерия, Камерун 91,3,5, 6 места в мире). Какао изображено на гербе Ганы (60-70 % всего экспорта).
    Масличная пальма – типичная культура Западной Африки. Плоды пальмы содержат 65-70% масла. Она изображена на гербе Бенина. 
    Животноводство по отношению к земледелию носит подчинительный характер. Эта отрасль отличается преобладанием экстенсивных форм производства, малой продуктивностью вследствие низкой породистости и неудовлетворительного содержания скота, низкой товарностью. В результате, занимая ведущее место в мире по поголовью скота, страны Африки не в состоянии обеспечить население мясо-молочными продуктами. 
    
    Практическая работа: используя материал лекции, карты атласа заполните таблицу 2. 
    3. Подведение итогов занятия
    Какие меры по преодолению отсталости в экономике можно или уже применяются в Африке?
    - Национализация природных ресурсов;
    - Аграрная реформа;
    - Планирование экономики;
    - Подготовка кадров.
    Главная задача народов Африки - завоевание экономической самостоятельности, ликвидация односторонней аграрно – сырьевой структуры хозяйства и создание гармоничной экономики (развитие обрабатывающей промышленности и многоотраслевого сельского хозяйства
    
    4. Рефлексия
    Пожалуйста выполни задание «Продолжить фразу»:
    Мне было интересно…
    Я сегодня понял, что…
    Я научился …
    Мне было трудно…
    Доволен ли ты своей работой?
    За что ты хочешь похвалить себя или кого-нибудь из одноклассников? 
    
    Используемая литература:
    1.	География. Экономическая и социальная география мира.10 класс, В.П.Максаковский, Москва, «Просвещение», 2006.
    2.	География. 10-11 класс., ЮН.Гладкий, В.В.Николина, «Просвещение», 2009.
    3.	География в школе. Научно-методический журнал №2, 2011, «Школа-пресс» 
    4.	Поурочные разработки по географии. Экономическая и социальная география мира. Е.А.Жижина, Н.А.Никитина, Москва «ВАКО», 2011
    5.	Поурочные разработки по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
    6.	Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского / автор-составитель О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2010
    7.	Экономическая и социальная география мира: 10 класс: в схемах и таблицах / Е.М. Курашева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
     

    Автор(ы): Отюцкая Е. А.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Задания к уроку