Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

14. Индия: территория, границы, положение. Население. Общая характеристика хозяйства (Байдавлетова Е. З.)

Текст урока

  • Конспект

     Байдавлетова Елена Зуфаровна
    учитель географии
    МОАУ «СОШ № 13 г. Орска»
    Название предмета: география
    Класс: 11
    УМК:   Экономическая и социальная география мира / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2006г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Индия: территория, границы, положение. Население. Общая характеристика хозяйства»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час 
    Место урока в системе уроков по теме: 8 урок раздела «Зарубежная Азия. Австралия».
    Цель урока: изучение особенности ЭГП, природы, хозяйства и населения Индии.
    Задачи урока:
    - рассмотреть экономико-географическое и геополитическое положение Индии, особенности населения и хозяйства страны;
    - формировать навыки работы с физической и экономической картами Индии, текстом учебника, развивать умения анализировать и сопоставлять текстовые и картографические источники;
    - воспитывать интернациональные чувства, интерес к познанию жизни других народов стран, развивать аналитическое мышление у учащихся.
    Планируемые результаты:
    Знать: особенности ЭГП, природы, населения и экономики Индии.
    Уметь:  читать  тематические карты.
    Техническое обеспечение урока: 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): «Политическая карта Индии», «Физическая карта Азии», атласы 7 и 10 классов, учебник, раздаточный материал -  дидактические карты с географическими детективами, дополнительная литература об Индии, иллюстрации на доске. 
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний и определение темы урока
    Прием «Я беру с собой»
    - Я отправляюсь в путешествие и беру в свой чемодан предметы, которые чем-то похожи между собой. Определите по какому признаку я беру с собой объекты. Для этого предлагайте объекты, чем-то похожие на мой. А я буду отвечать, могу ли я с собой его взять или нет. 
    - Я беру с собой «чай» и «ткани». А что у вас? (учащиеся предлагают свои предметы, учитель – отвечает)
    - Итак, по какому признаку мы собрали объекты? Откуда они?(учащиеся определяют, что все они из Индии)
    - Тема нашего урока «Индия: территория, границы, положение. Население. Общая характеристика хозяйства». 
    III. Изучение нового материала
    -  С древности Индия считалась, богатейшей страной и выгоднейшим экспортером. Золото, драгоценные камни, тонкие ткани пряности, благовония – индийские товары эпохи Древности и Средневековья. 
    - А какая Индия сейчас? В настоящее время?
    Игра «Детективное расследование»
    Сегодня у нас не простой урок, а игра. Я предлагаю вам перенестись в Индию и стать детективами. Вам предстоит раскрыть детективные истории, найти ключ к разгадке. По ходу игры вы должны познакомиться с Индией. Ваша задача не только разгадать детективные сюжеты, но попытаться как можно больше узнать об Индии. Победит тот, кто первым раскроет все 4 детективных историй и больше всего узнает об  этой стране. Сейчас вы поделитесь на 4 следственные группы. Я буду представлять Главное следственное управление. У меня будут находиться детективные истории, содержащие важные для следствия сведения о стране Индии. В конце каждого донесения есть вопрос, правильно ответив на который, следственная группа сможет получить следующую детективную историю с очередной порцией информации. Ответ группа пишет на листке, приводя доказательства своего выбора и сдает листок учителю. Если ответ верен, то группа получает пять очков, если нет то она обдумывает и предлагает другой вариант ответа, но получит в этом случае на одно очко меньше. При каждой следующей попытке количество очков будет уменьшено на единицу. Если группа с пяти попыток не нашла правильного ответа, то он будет ей сообщен, но никаких очков в этом случае она не получает.
       Выигрывает группа, которой первой удастся найти ключи ко всем детективным историям и набрать большее количество очков. Очки надо разделить на группу так,  чтобы каждый получил оценку. Если нет вопросов, то начинаем.
    -Подведение итогов игры.
    IV. Закрепление изученного материала.
    Прием «Верю-  не верю»
    - Учащимся предлагается 10 утверждений, если они согласны с утверждением, то рядом ставят «+», если нет – «­».
    «+»1. Индия занимает 7 место по площади в мире.
    «­»2. Государственный строй в Индии- абсолютная монархия.
    «+»3. Индия состоит из 28 штатов и 7 союзных территорий.
    «­»4. Индия занимает 1 место по численности населения в мире. 
    «+»5. Касты – деление групп по профессиональному признаку в религии индуизма.
    «+»6. В Индии действует демографическая политика «Нас двое - нам двоих»
    «­»7. Преобладающий вид транспорта в Индии – автомобильный.
    «+»8. Добывающая промышленность занимает лидирующие позиции в структуре промышленности Индии.
    «+»9. Главные пищевые культуры Индии – рис и пшеница.
    «+»10. Особая отрасль экономики Индии – киноиндустрия. 
    - Обмениваются работами, проверяют в соответствии с ключом на доске и критериями.
    V. Итоги урока
    - Вернемся к нашему вопросу: - А какая Индия в настоящее время? (учащиеся формулируют выводы)
    VI. Домашнее задание: стр. 250-257
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение
    Географический детектив «Планируем отпуск»
    Полицейский инспектор Георг Раф и его жена Кэтти планируют отдых в Индию. Гуляя вечером, в одном из переулков, они обратили внимание на рекламные буклеты одного из туристических агентств. Была представлена следующая информация: «Республика Индия – государство Северной Азии. По размерам занимаемой площади, Индия находится на 5-м месте. Индия – материк в миниатюре. Здесь можно устроить «Охоту на львов», покататься в саванне на слонах!!! Самые низкие цены ждут вас!!!»
    - Извини, Кэтти, но нам стоит обратиться в другое туристическое агентство. 
    - Почему?
    - Пойдем домой, сейчас я тебе все объясню.
    Почему Георг Раф решил выбрать другое агентство? Почему Индию называют материков в миниатюре?
    
    Географический детектив «Письмо школьной подруги Кэтти - Элизабет»
        Прохладным январским вечером, за семейным ужином, у камина,  жена Георга Рафа Кэтти неожиданно сказала, что пришло ответное письмо об Индии от ее школьной подруги Элизабет.
    - Что же она пишет? - поинтересовался Раф.
    - Ой! Я сейчас тебе прочту.
    Кэтти вышла из комнаты и через несколько минут вернулась с конвертом в руках. Достав письмо, она начала читать его вслух.
     «Добрый день, дорогие Кэтти и Георг! Отвечаю на ваше письмо, действительно я сейчас нахожусь в Индии, в Черрапунджи. Мой отдых испорчен  отвратительной погодой. Я здесь уже месяц, дожди идут с утра до вечера. Вы даже не представляете, что такое дожди в Индии?!Воды столько, что чувствуешь себя рыбой. Однажды даже смыло наш бунгало, где я жила. Я чуть не погибла… Но все закончилось удачно. Подумайте хорошо, прежде, чем отправляться в Индию. Дорогие мои, желаю вам хорошего путешествия. с/у ваша Элизабет»
    - Может нам стоит выбрать другую страну? Ведь наш отпуск уже через месяц?
    - Не переживай, дорогая Кэтти! В письме – все ложь от первого слова до последнего. Мы полетим в Индию ровно через месяц, как и планировали.
    - Георг – ты полицейский, поэтому никому не веришь?
    - Нет, я очень хорошо разбираюсь в географии.
    Что ответил же Георг Раф своей супруге Кэтти?
    
    Географический детектив «Загадки традиций Индии»
    Отдыхая на пляже Марве, одном из самых тихих пляжей маленькой рыбачьей деревеньки, до которой мы добрались от центра штата за 46 минут на такси. Мы познакомились с местным жителем Вайбхав, в переводе его имя означает «наибогатейший». Он крупный землевладеле чуьц прилегающих территорий. За время знакомства Вайбхав  поддерживал разговор с нами, много рассказал о стране, но при этом выглядел он грустным и задумчивым. Когда мы поинтересовались, чем мы можем ему помочь, он ответил, что никто не в силе изменить его настроение. Семья Вайбхава и окружающее общество никогда не примут его невесту.
    Что имел в виду Вайбхав, размышляя о мнении семьи и окружающего общества? Назовите штат и его центр, где отдыхал инспектор Георг Раф с женой Кэтти?
    
    
    
    
    
    Географический детектив «Исторические центры Индии»
    Георг Раф и его супруг Кэтти решили надолго не останавливаться в районе приморья. Их заинтересовали историко-культурные памятники Индии, такие как, буддисткий храм в Санчи, пещерные храмы в Аджанге и Эллоре, минарет Кутб-Минарв Дели. Но особенно их впечатлил один объект. О нем позже в письме другу Марку напишет Раф следующее: «Это чудо света находится в городе Агра на севере Центральной Индии. Считается жемчужиной индо-исламской архитектуры. Могольский правитель Шах-Джахан воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены, умершей в 1631 году».
    О каком историко-культурном объекте в своем письме ведет речь Георг Раф?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответы
    Географический детектив «Планируем отпуск»
    Индия занимает по площади 7 место в мире, находится в Южной Азии. В Индии не обитают львы. И не одно компетентное агентство не стало бы предлагать охоту на львов. Индию называют материком в миниатюре из-за огромного разнообразия природных условий, богатства ресурсов, этнической, религиозной, культурной пестроты.
    Географический детектив ««Письмо школьной подруги Кэтти - Элизабет»
    Что бы понять, почему Раф усомнился в правдивости письма Элизабет, надо вспомнить что самое влажное место нашей планеты Черрапунджи, лежит в области субэкваториального климата. Для него характерно наличие сухого сезона, который приходится на зимние месяцы. А поскольку Элизабет была там именно зимой, то никакие дожди затопить ее не могли.
    Географический детектив «Загадки традиций Индии»
    Вайбхав  - приверженец индуизма. Особенностью этой религии является наличие кастовой системы.  Межкастовые браки запрещены. Штат Махараштра, центр – Мумбаи. 
    Географический детектив «Исторические центры Индии»
    Историко-культурный объект – Тадж-Махал, лучший пример архитектуры стиля маголов. 
    
    	
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    «Верю - не верю»
    1. Индия занимает 7 место по площади в мирею
    2. Государственный строй в Индии- абсолютная монархия.
    3. Индия состоит из 28 штатов и 7 союзных территорий.
    4. Индия занимает 1 место по численности населения в мире. 
    5. Касты – деление групп по профессиональному признаку в религии индуизма.
    6. В Индии действует демографическая политика «Нас двое- нам двоих»
    7. Преобладающий вид транспорта в Индии – автомобильный.
    8. Добывающая промышленность занимает лидирующие позиции в структуре промышленности Индии.
    9. Главные пищевые культуры Индии – рис и пшеница.
    10. Особая отрасль экономики Индии – киноиндустрия. 
     

    Автор(ы): Байдавлетова Е. З.

    Скачать: География 11кл - Конспект.doc