Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

12. Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио (Скороварова О. С.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Урок №12      Тема: Япония: территория,границы, географическое  положение. Население. Значение Токио.
    Тип урока: комбинированный.
    Цель: усвоение знаний об  основных чертах   ЭГП,  природных и сырьевых   ресурсах;  национальном составе и размещении населения, культуре и традициях Японии. 
    Задачи:
    Обучающие:
    выявить географическую специфику одного из ведущих центров Мирового Хозяйства;
    показать эстетический вкус японцев, их любовь  к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий;
    Развивающие:
    продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
    совершенствовать приемы использования различных источников информации;
    развивать, конструктивное мышление, внимание, устную речь;
    Воспитывающие:
    способствовать формированию нравственных ценностей, эстетического отношения к элементам живой и неживой природы  как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
    Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
    Методы и формы учебной деятельности: вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока опорного конспекта, анализ таблиц, проблемное изложение вопросов, связанных с образом жизни японского народа, индивидуальная работа, выступления с опережающими заданиями.
    Метапредметные связи: литература, изобразительное искусство.
    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация учебник «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс. В.П.Максаковский, издательство «Просвещение», 2014год, политическая карта мира, атласы, опорный конспект.
    Опережающее задание: найти интересные факты о Японии, подготовить сообщения о культуре и традициях японцев.
    План урока:
    Организационный момент (1 мин.)
    Проверка домашнего задания (10 мин.)
    Сообщение темы и цели урока (2 мин.)
    Изучение нового материала (20 мин.)
    Первичное закрепление знаний. (7 мин).
    Домашнее задание (2 мин.)
    Подведение итогов, рефлексия (3 мин.)        
    I. Организационный момент.
    Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
    II. Проверка домашнего задания.(приложение№1)
    III. Сообщение темы и цели урока.Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает индивидуальное задание (задания в каждой группе разноуровневые)
    1 группа “Исследователи”- рассмотрят общие сведения и ЭГП страны;
    2 группа “Географы”- природные условия и ресурсы;
    3 группа “Демографы”- особенности населения
    4 группа  "Искусствоведы"- культура и традиции
    
    Актуализация знаний цель: Актуализировать мыслительные операции и зафиксировать затруднения при вхождении в тему
    Про жителей этой страны  говорят, будто они живут в далеком-далеком будущем. Лет на 200-300 впереди всех прочих землян. Соседи по глобусу уже привыкли, что любое новое  их изобретение - от говорящих роботов до квадратных арбузов - это что-то вроде "привета из XXIII века". Тем удивительнее, что расписание, по которому живет страна, остается неизменным с древних самурайских времен.Каждую весну японцы срываются с насиженных мест, чтобы полюбоваться цветением знаменитой сакуры, а осенью - багрянцем кленовых листьев. И как в далекой древности  жители этой страны  уверены, что живут в самой лучшей стране на свете. Иначе стало бы солнце вставать утром именно над ней.
    -Итак,  назовите страну, которую мы будем изучать.
    Цель нашего урока  познакомиться  с основными чертами ЭГП, национальным составом и размещением населения, культурой и традициями Японии.
    Запишите дату и тему сегодняшнего урока (опорный конспект)
    Путешествие в Японию - это не только не передаваемые впечатления. Для пытливого путника это возможность прикоснуться к древней мудрости удивительного народа, взглянуть на мир по-новому, многому научиться. Нужно только выбрать свой путь, широко раскрыть глаза и впустить в свое сердце эту потрясающую страну.
    Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по Японии
    Япония — удивительная страна. В ней так много необычного для разумения простого европейца, что перечислить всё самое-самое  интересное довольно затруднительно. Но мы всё равно попробуем это сделать: каждый ученик называет по одному интересному факту о Японии. (Опережающее задание.)
    Примерные ответы в приложении №2
    Визитная карточка страны.
    Экономико-географическое положение страны.
    Природные условия и ресурсы.
    Население.
    Традиции и культура.
    I.  Визитная карточка страны.
    Визитная карточка – это лицо страны. Используя информацию  форзаца учебника,  заполним опорный конспект - « Визитная карточка Японии». 
    (Используя форзац учебника,  учащиеся определяют площадь, численность населения, форму правления, учитель дополняет материал)
    Исследователи
    Унитарное государство. Глава государства – император. 
    Древнее название страны - ЯМАТО. Японцы называют её Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как Страны восходящего Солнца. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.слайд №1
    Круглая хризантема – национальный цветок Японии.Площадь - 372 тыс. км² Население - 128 тыс. человек слайд №2
    Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю
    По форме правления Япония – конституционная монархия с мая 1947 года. С 1989 года императором Японии является Акихито – «символ государства и единства нации». Государство разделено  на 47 префектур.
    Это высокоразвитая страна.
                      По объему ВВП она занимает 3 место в мире после США и Китая.слайд №3
    
    
    Государство – архипелаг, расположенная на четырех крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и 4 тыс. мелких островов, которые протягиваются дугой на 3,5 тыс. км.на стыке материка Евразия и Тихого океана. 
    Находится в центре АТР на пересечении морских путей между Азией, Австралией, Америкой. 
    Страна “Большой семерки”. 
    Граничит с ядерными державами – Россия, Китай. 
    Территориальные претензии к России на счет Курильских островов и юга Сахалинаслайд№ 4
    1.  Экономико-географическое положение Японии.
    Учитель: Посмотрите на карту стр. 35, назовите крупные острова Японии.
    -Назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны  
    
    Благоприятные   
    Неблагоприятные   
    выход к морям и океану                          
    изолированность                             
    близость к берегам Азии                       
    удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции
    большая береговая линия                         
    
    Соседское положение с Китаем, НИС, Россией
    
    
    Вывод: Япония – древнее государство, однако длительный период её изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была «как бы спрятана» от глаз европейцев.  Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда. Удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.слайд № 5
    Географы.  Природные условия и ресурсы Японии. 
    -Какие формы рельефа преобладают на островах? (Горы)слайд №6
    Япония – страна,  в которой  ¾ территории занимают горы. Для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год и имеет 150 действующих вулканов. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству Разрушительное землетрясение  (8.9 балла.) и, вызванная им, волна цунами  (у берега  до 10 метров)  случилось 11 марта 2011 года.
    -Используя карту стр.35   назовите полезные ископаемые Японии. Сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми.
    Таблица 1.Собственные ресурсы.слайд №7
    
    Сырье
    Запасы (млн.т.)
    Запасы в сравнении с мировыми (в%)
    Размещение
    Уголь
    8479
    0,3
    о. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю
    Нефть
    7,6
    0,009
    Префектура Акита и Ниигата
    Железные руды
    200
    менее 0,1
    Северо-восток о. Хонсю
    Марганцевые руды
    4,5
    0,3
    Недалеко от о. Киото
    Уран
    0,008
    0,5
    о. Хонсю 
    
    
    
    
    Вывод: Япония бедна полезными ископаемыми. 
    1. В чём особенности природных условий Японии? Климат – муссонный: умеренный, субтропический.
    2) Рельеф – 80% S – горы – Японские Альпы, кайнозойской складчатости, которые ещё формируются, поэтому в Японии более 1000 землетрясений в год, 150 вулканов, 15 действующих, в том числе священная гора – влк. Фудзияма – 3777 м который постоянно дымит. Остальная часть территории – 20% S – равнина Канто. 
    
    Демографыслайд №8
     Перечислите основные демографические процессы, происходящие в стране.
    Население Японии относится к первому типу воспроизводства. Для страны характерно “старение нации”, средняя продолжительность жизни 80,7 лет. слайд №9
    Религиозный состав- буддизм,  синтоизм.
    Естественный прирост населения-0,16 чел/тыс.
    Тип воспроизводства населения - первый.
    Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек.
    Самый низкий показатель детской смертности- 4 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни-женщин 82 года, мужчин- 76 лет.слайд  №10
    Проблема! В экономически развитых странах средняя продолжительность жизни     достигла сегодня 70 лет. Средняя продолжительность жизни в Японии 82 года. В России65 лет.Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго? 
    (Ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение)
    Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни,  является - образ жизни людей.  ( Свежие продукты, отношение к жизни, доброжелательность, привычка ходить, гигиена.)
    ( Ответы учащихся сопровождаются  дополнениями учителя).
    
    Средняя плотность 340 чел. /кв.км – Япония занимает одно из первых мест в мире, но почти все население сосредоточено на равнине – 80% 
    Уровень урбанизации высокий – 80%
    Города мультимиллионеры – Токио, Осака
    Города миллионеры – Нагоя, Кобе, Киото
    Агломерации – Токио, Осака
    Мегалополисы – Токайдо, Токио – Кобе
    Столица Японии- город Токио является крупнейшим городом мира, вместе с агломерациями Осака, Нагоя и Киото образует мегалополис Токайдо (более 55 млн чел). По показателю плотности населения 340 чел на 1 кв.км и степени урбанизации ( почти 80% Япония – один из мировых лидеров слайд №11
    
    Национальный состав однородный. Это типичная однонациональная страна – 99,7% японцы. Японский язык очень специфичен и не входит не в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука. слайд №12,13
    Две основные религии – синтоизм и буддизм. слайд №14,15 Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют, поделив между собой сферы влияния. Синтоизм обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. 
    
    Искусствоведы. Культура и традиции японского народа. слайд №16
     Какие традиции и обычаи характерны для страны?
    Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое вниманиес самого раннего возраста. В Японии больше университетов, чем во всей Западной Европе.
    Учащиеся выступают с сообщениями (опережающее домашнее задание) 
    Приложение:Икебана слайд №16 Бонсай, театр Кабуки слайд№17.   Кимоно.слайд №18
    Цветение сакуры слайд №19,20 Японский дом слайд №21
    
     Первичное закрепление знаний.
    Блиц – опрос:
    99% населения Японии составляют… (Японцы)  Национальный цветок Японии (Хризантема) 
    Как японцы называют свою страну (Ниппон)Национальная одежда японцев (Кимоно)
    Денежная единица (Йена)
    Священная гора (Фудзияма) Искусство составление цветов (Икебана)
    Религия, проникшая в Японию из Индии (Буддизм)
    Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина (Лаперуза) Тип воспроизводства населения (Первый)
    На каком острове расположен Токио (о. Хонсю)
    Японская национальная система верований (Синтоизм)
    VI. Домашнее задание.  
    Стр.241-244.
    Вопросы:1.  Как вы считаете, ресурсный потенциал Японии способствует развитию страны,  или сдерживает его? 2.Каковы причины высоких темпов развития экономики страны?
    Составить рекламный проспект «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции (Творческое задание по желанию учащихся) 
    VII .Подведение итогов, рефлексия.
           Подведем итоги урока.
    Какую цель мы ставили?
    Добились ли мы цели урока?
     Какое значение для тебя лично имеют знания  и умения, полученные сегодня?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Скороварова О. С.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку

Другие материалы