Урок №12 Тема: Япония: территория,границы, географическое положение. Население. Значение Токио. Тип урока: комбинированный. Цель: усвоение знаний об основных чертах ЭГП, природных и сырьевых ресурсах; национальном составе и размещении населения, культуре и традициях Японии. Задачи: Обучающие: выявить географическую специфику одного из ведущих центров Мирового Хозяйства; показать эстетический вкус японцев, их любовь к традициям, формирующиеся на протяжении нескольких столетий; Развивающие: продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания; совершенствовать приемы использования различных источников информации; развивать, конструктивное мышление, внимание, устную речь; Воспитывающие: способствовать формированию нравственных ценностей, эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный. Методы и формы учебной деятельности: вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока опорного конспекта, анализ таблиц, проблемное изложение вопросов, связанных с образом жизни японского народа, индивидуальная работа, выступления с опережающими заданиями. Метапредметные связи: литература, изобразительное искусство. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация учебник «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс. В.П.Максаковский, издательство «Просвещение», 2014год, политическая карта мира, атласы, опорный конспект. Опережающее задание: найти интересные факты о Японии, подготовить сообщения о культуре и традициях японцев. План урока: Организационный момент (1 мин.) Проверка домашнего задания (10 мин.) Сообщение темы и цели урока (2 мин.) Изучение нового материала (20 мин.) Первичное закрепление знаний. (7 мин). Домашнее задание (2 мин.) Подведение итогов, рефлексия (3 мин.) I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. II. Проверка домашнего задания.(приложение№1) III. Сообщение темы и цели урока.Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает индивидуальное задание (задания в каждой группе разноуровневые) 1 группа “Исследователи”- рассмотрят общие сведения и ЭГП страны; 2 группа “Географы”- природные условия и ресурсы; 3 группа “Демографы”- особенности населения 4 группа "Искусствоведы"- культура и традиции Актуализация знаний цель: Актуализировать мыслительные операции и зафиксировать затруднения при вхождении в тему Про жителей этой страны говорят, будто они живут в далеком-далеком будущем. Лет на 200-300 впереди всех прочих землян. Соседи по глобусу уже привыкли, что любое новое их изобретение - от говорящих роботов до квадратных арбузов - это что-то вроде "привета из XXIII века". Тем удивительнее, что расписание, по которому живет страна, остается неизменным с древних самурайских времен.Каждую весну японцы срываются с насиженных мест, чтобы полюбоваться цветением знаменитой сакуры, а осенью - багрянцем кленовых листьев. И как в далекой древности жители этой страны уверены, что живут в самой лучшей стране на свете. Иначе стало бы солнце вставать утром именно над ней. -Итак, назовите страну, которую мы будем изучать. Цель нашего урока познакомиться с основными чертами ЭГП, национальным составом и размещением населения, культурой и традициями Японии. Запишите дату и тему сегодняшнего урока (опорный конспект) Путешествие в Японию - это не только не передаваемые впечатления. Для пытливого путника это возможность прикоснуться к древней мудрости удивительного народа, взглянуть на мир по-новому, многому научиться. Нужно только выбрать свой путь, широко раскрыть глаза и впустить в свое сердце эту потрясающую страну. Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по Японии Япония — удивительная страна. В ней так много необычного для разумения простого европейца, что перечислить всё самое-самое интересное довольно затруднительно. Но мы всё равно попробуем это сделать: каждый ученик называет по одному интересному факту о Японии. (Опережающее задание.) Примерные ответы в приложении №2 Визитная карточка страны. Экономико-географическое положение страны. Природные условия и ресурсы. Население. Традиции и культура. I. Визитная карточка страны. Визитная карточка – это лицо страны. Используя информацию форзаца учебника, заполним опорный конспект - « Визитная карточка Японии». (Используя форзац учебника, учащиеся определяют площадь, численность населения, форму правления, учитель дополняет материал) Исследователи Унитарное государство. Глава государства – император. Древнее название страны - ЯМАТО. Японцы называют её Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как Страны восходящего Солнца. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.слайд №1 Круглая хризантема – национальный цветок Японии.Площадь - 372 тыс. км² Население - 128 тыс. человек слайд №2 Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю По форме правления Япония – конституционная монархия с мая 1947 года. С 1989 года императором Японии является Акихито – «символ государства и единства нации». Государство разделено на 47 префектур. Это высокоразвитая страна. По объему ВВП она занимает 3 место в мире после США и Китая.слайд №3 Государство – архипелаг, расположенная на четырех крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и 4 тыс. мелких островов, которые протягиваются дугой на 3,5 тыс. км.на стыке материка Евразия и Тихого океана. Находится в центре АТР на пересечении морских путей между Азией, Австралией, Америкой. Страна “Большой семерки”. Граничит с ядерными державами – Россия, Китай. Территориальные претензии к России на счет Курильских островов и юга Сахалинаслайд№ 4 1. Экономико-географическое положение Японии. Учитель: Посмотрите на карту стр. 35, назовите крупные острова Японии. -Назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны Благоприятные Неблагоприятные выход к морям и океану изолированность близость к берегам Азии удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции большая береговая линия Соседское положение с Китаем, НИС, Россией Вывод: Япония – древнее государство, однако длительный период её изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была «как бы спрятана» от глаз европейцев. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда. Удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.слайд № 5 Географы. Природные условия и ресурсы Японии. -Какие формы рельефа преобладают на островах? (Горы)слайд №6 Япония – страна, в которой ¾ территории занимают горы. Для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год и имеет 150 действующих вулканов. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству Разрушительное землетрясение (8.9 балла.) и, вызванная им, волна цунами (у берега до 10 метров) случилось 11 марта 2011 года. -Используя карту стр.35 назовите полезные ископаемые Японии. Сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми. Таблица 1.Собственные ресурсы.слайд №7 Сырье Запасы (млн.т.) Запасы в сравнении с мировыми (в%) Размещение Уголь 8479 0,3 о. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю Нефть 7,6 0,009 Префектура Акита и Ниигата Железные руды 200 менее 0,1 Северо-восток о. Хонсю Марганцевые руды 4,5 0,3 Недалеко от о. Киото Уран 0,008 0,5 о. Хонсю Вывод: Япония бедна полезными ископаемыми. 1. В чём особенности природных условий Японии? Климат – муссонный: умеренный, субтропический. 2) Рельеф – 80% S – горы – Японские Альпы, кайнозойской складчатости, которые ещё формируются, поэтому в Японии более 1000 землетрясений в год, 150 вулканов, 15 действующих, в том числе священная гора – влк. Фудзияма – 3777 м который постоянно дымит. Остальная часть территории – 20% S – равнина Канто. Демографыслайд №8 Перечислите основные демографические процессы, происходящие в стране. Население Японии относится к первому типу воспроизводства. Для страны характерно “старение нации”, средняя продолжительность жизни 80,7 лет. слайд №9 Религиозный состав- буддизм, синтоизм. Естественный прирост населения-0,16 чел/тыс. Тип воспроизводства населения - первый. Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек. Самый низкий показатель детской смертности- 4 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни-женщин 82 года, мужчин- 76 лет.слайд №10 Проблема! В экономически развитых странах средняя продолжительность жизни достигла сегодня 70 лет. Средняя продолжительность жизни в Японии 82 года. В России65 лет.Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго? (Ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение) Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни, является - образ жизни людей. ( Свежие продукты, отношение к жизни, доброжелательность, привычка ходить, гигиена.) ( Ответы учащихся сопровождаются дополнениями учителя). Средняя плотность 340 чел. /кв.км – Япония занимает одно из первых мест в мире, но почти все население сосредоточено на равнине – 80% Уровень урбанизации высокий – 80% Города мультимиллионеры – Токио, Осака Города миллионеры – Нагоя, Кобе, Киото Агломерации – Токио, Осака Мегалополисы – Токайдо, Токио – Кобе Столица Японии- город Токио является крупнейшим городом мира, вместе с агломерациями Осака, Нагоя и Киото образует мегалополис Токайдо (более 55 млн чел). По показателю плотности населения 340 чел на 1 кв.км и степени урбанизации ( почти 80% Япония – один из мировых лидеров слайд №11 Национальный состав однородный. Это типичная однонациональная страна – 99,7% японцы. Японский язык очень специфичен и не входит не в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука. слайд №12,13 Две основные религии – синтоизм и буддизм. слайд №14,15 Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют, поделив между собой сферы влияния. Синтоизм обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Искусствоведы. Культура и традиции японского народа. слайд №16 Какие традиции и обычаи характерны для страны? Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое вниманиес самого раннего возраста. В Японии больше университетов, чем во всей Западной Европе. Учащиеся выступают с сообщениями (опережающее домашнее задание) Приложение:Икебана слайд №16 Бонсай, театр Кабуки слайд№17. Кимоно.слайд №18 Цветение сакуры слайд №19,20 Японский дом слайд №21 Первичное закрепление знаний. Блиц – опрос: 99% населения Японии составляют… (Японцы) Национальный цветок Японии (Хризантема) Как японцы называют свою страну (Ниппон)Национальная одежда японцев (Кимоно) Денежная единица (Йена) Священная гора (Фудзияма) Искусство составление цветов (Икебана) Религия, проникшая в Японию из Индии (Буддизм) Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина (Лаперуза) Тип воспроизводства населения (Первый) На каком острове расположен Токио (о. Хонсю) Японская национальная система верований (Синтоизм) VI. Домашнее задание. Стр.241-244. Вопросы:1. Как вы считаете, ресурсный потенциал Японии способствует развитию страны, или сдерживает его? 2.Каковы причины высоких темпов развития экономики страны? Составить рекламный проспект «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции (Творческое задание по желанию учащихся) VII .Подведение итогов, рефлексия. Подведем итоги урока. Какую цель мы ставили? Добились ли мы цели урока? Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
Автор(ы): Скороварова О. С.
Скачать: География 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Скороварова О. С.
Скачать: География 11кл - Презентация к уроку.pptxАвтор(ы): Скороварова О. С.
Скачать: География 11кл - Приложение.docxАвтор(ы): Скороварова О. С.
Скачать: География 11кл - Приложение.rar