Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

24 урок Топливно-энергетическая промышленность (Ухалова М.Я.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Ухалова Мария Яковлевна, учитель географии,
     МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа», 
    МО Матвеевский район
    
    Название предмета:География 
    Класс:10
    УМК:География: экономическая и социальная география мира:2 ч.Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. -232 с.: ил.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Топливно-энергетическая промышленность»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 10ч.
    Место урока в системе уроков по теме: – первый урок по теме  «Общая характеристика современного мирового хозяйства».
    Цель урока:формирование представления о топливной промышленности мира
    Задачи урока:
    Образовательная: дать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности.
    Воспитательная: формирование у учащихся экологического воспитания.
    Развивающая: формирование исследовательских навыков.
    Планируемые результаты: Развитие познавательных мотивов, постановка и сохранение учебной задачи, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, выделение и структурирование необходимой информации, умение организовывать совместную деятельность и учебное сотрудничество с партнером.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор,интернет
    Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: атлас, учебник, слайды
    
    Содержание урока:
    I.Организационный момент.
    II.Актуализация знаний
    1.Ответить на вопросы п.22 (Слайд 2)
    2.Фронтальный опрос
    что такое промышленность?Слайд 4,5.
    Как вы уже знаете из курса 9 класса, промышленность состоит из отраслей. В какие группы их объединяют? Примеры старых, новых и новейших отраслей? Слайд 6.
    IV.Целеполагание 
    Давайте определим тему урока? (Топливно-энергетический комплекс мира ТЭК)
    слайд 1. Что это такое? ТЭК – совокупность отраслей по добыче, переработке топлива и получения электроэнергии, ее транспортировка и размещение.
    Цель урока формулируют обучающиеся. Слайды 3-6
    V. Изучение нового материала Слайд 7-8.
    1. Беседа
    Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями развития топливной промышленности, мировым топливным балансом, географией размещения главных топливных баз мира.
    Давайте вспомним, какими отраслями представлена топливная промышленность?
    Отрасли: добыча нефти, добыча природного газа, добыча торфа и дров.Слайд 9.
    Топливная промышленность Слайд-10.
    Добыча топлива в мире растет. За последние 25 лет израсходовано столько топлива, сколько израсходовано за всю историю.
    Этапы: 1900-1950 – угольный этап
    1950-1980 – нефтяной этап
    1980-2000 – нефтегазовый этап.
    Но, несмотря на, то, что сейчас продолжается нефтегазовый этап, в мировой топливной промышленности существуют большие географические различия. Эти различия можно проследить между отдельными крупными регионами.
    2.Работа в парах 
    Задание: определите по слайдам страны-лидеры в добыче нефти, природного газа и угля и направления грузопотоков.
    Нефтяная промышленность. Слайд 11.
    Мировое производство нефти -  3900 (млн.т.). Слайд 12.
    В системе мирового хозяйства существует много отраслевых экономических группировок. Самая важная из них – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Слайд 13,14.
    3.Работа с картой
    Задание: Назовите и покажите страны ОПЕК на карте.(В состав ОПЕК входят 14 стран: Алжир, Ангола,Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Индонезия, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия и Эквадор).
    Топливная промышленность состоит из «грязных отраслей», которые приводят к загрязнению окружающей среды. Слайд 15.
    Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 г. и запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь.
    Знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал в 1947 г. плыл на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан, он не встретил на своем пути никаких загрязнений. А в 1969 г., пересекая на папирусной лодке «Ра» Атлантический океан, он отмечал, что даже в его центральной части на протяжении 1400 миль вода была затянута нефтяной плёнкой.
    3.Работа в группах
    1 группа – определить по карте атласа страны – лидеры по добыче газа.
    2 группа - определить по карте атласа страны– лидеры по добыче угля
    Слайды 16-22.
    Влияние угольной промышленности на природу.
    Слайд 23-24.
    4.Сообщение учащегося «Топливно-энергетическая промышленность загрязняет окружающую среду» 
    V.Закрепление изученного материала (слайд 28)
    1. Работа с тестом
    Выберите из предложенных стран, пять стран-лидеров:
    А) нефтяные
    Б) газовые
    В) угольные
    Страны: Россия, Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Канада. Мексика, Венесуэла, Великобритания, Норвегия, США, Алжир, Австралия.
    Нефтяные: Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Мексика.Газовые: Россия, США, Канада, Алжир, Великобритания. Угольные: Китай, США, Индия, Австралия, Россия.
    VI. Рефлексия.Слайд 29
    Дополните предложение
    Сегодня на уроке я понял, но не могу применить. 
    Понял, могу применить, но объяснить другому не могу. 
    Понял, могу применить и объяснить.
    VII.Домашнее задание:
    1. П.23 стр. 154-160 (прочитать)
    2. выучить страны лидера топливной промышленности.
    3. задание в рабочей тетради: тесты стр.83-84, тематический практикум стр.86, картографический практикум стр.87-88.
    
    
    
     

    Автор(ы): Ухалова М. Я.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку