Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

20 урок Практическая работа №8 (Ракипова Р.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     РакиповаРушанияФасиховна, учитель географии
    МБОУ «Староашировская средняя общеобразовательная школа
     имени Героя Советского Союза ШамкаеваАкрамаБеляевича» 
    МО Матвеевский район
    
    Конспект урока 
    Предмет: география
    Класс: 10
    УМК: «География. 10 класс» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Определение ресурсообеспеченности стран» 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы  - 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  урокобобщения материала и закрепления (урок-практикум).  
    Цель урока:дать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; научить определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; формировать умения и навыки работы с картами и текстом, научить находить пути решения сложившихся проблем, формировать умение самостоятельно отбирать необходимую информацию, умение выполнять практические задания.
    Задачи урока: 
    Актуализировать полученные знания о природных ресурсах мира;
    Формирование и совершенствование навыков работы в парах;
    Совершенствование навыков работы с различными источниками  географическойинформации (картами, таблицами);
    Формирование навыков анализирования, логического мышления.
    
    Техническое обеспечение: электронное обеспечение кабинета.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение:
    *География: Экономическая и социальная география мира.
    Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
    Авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
    *Атлас по географии школьника.
    *Настенные карты:
    «Природные ресурсы мира», «Политическая карта мира».
    *Таблицы с указанием количества запасов и добычи ресурсов разных стран.
    *План-схема темы.
    * Лист самоконтроля.
    * Выставка дополнительной литературы.
    *Интернет-ресурсы: www.priroda.su ,www.rgo.ru
    
    
    Ход урока:
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учеников
    Орг. момент
    Приветствие учащихся.
    Создание позитивного эмоционального настроя
    для работы на уроке.
    Настраиваются на творческую работу, готовят рабочие места.
    
    Проверка дом.задания.
    Выступление с эссе на тему «Как я представляю себе рациональное природопользование?»
    Выступают с сочинениями.
    Актуализация
    Опрос:
    Какие ресурсы являются исчерпаемыми?
    Какие ресурсы являются неисчерпаемыми?
    В чем  разница между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами?
    Как можно восстановить возобновимые ресурсы?
    Взаимопроверка по заранее подготовленным учащимися вопросам.
    Отвечают на вопросы, дополняют и уточняют ответы одноклассников, задают подготовленные для взаимопроверки вопросы.
    Целеполагание и мотивация
    
    Самостоятельная работа
    по формулированию:
    1)темы урока, используя таблицы «Запасы и добычи ресурсов» (в атласе).
    2) целей урока на основе листа-самоконтроля (Приложение 1)
    Анализирует ответы учащихся, формулирует тему и цели урока.
    Запись в тетради темы и целей урока.
    Обращает внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика.
    Анализируют таблицу, лист самоконтроля, самостоятельно формулируют тему и цели урока, озвучивают результат, после обсуждения с учителем записывают в тетрадь, а цели – в таблицу самоанализа (Приложение 4).
    
    Изучение нового
    материала
    
    1.Вступление
    Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.
    2. Запись в тетради понятия «Ресурсообеспеченность» и формулы ее высчитывания.
    3. Анализ карт атласа «Обеспеченность водными ресурсами» и «Потребление водных ресурсов». 
    4.Обобщение: И так мы выяснили, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.
    Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность».
    Записывают понятие и формулу в тетрадь.
    Анализируют карты атласа и формулируют вывод (от каких факторов зависит ресурсообеспеченность).
    Первичное закрепление и применение материала
    
    1.Предлагает воспроизвести основное содержание учебной информации. 
    2.Пояснение приема отбора и структурирования материала для выполнения практической работы.
    3. Практическая работа (Приложение 2).
    4. Озвучивание результатов практической работы.
    
    Учащиеся в парах отбирают нужную информацию, выполняя практическую работу, определяют ресурсообеспеченность стран и регионов, формулируют вывод, записывают данные и вывод (Приложение 3).
    Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации.
    
    Рефлексия
    
    Индивидуальное задание – заполнение таблицы «Результативность работы на уроке» (Приложение 4).
    Общий итог урока.
    
    Учащиеся определяют результативность работы, высказывают по желанию свои мнения.
    
    Домашнее задание
    Параграфы 19-20 учебника. Составить в тетрадях схему «Факторы, влияющие на ресурсообеспеченность».
    Предлагает индивидуальное опережающее задание (презентация какой-либо страны как экспортера).
    
    Записывают дом. задание в дневник. Изъявляют желание выполнять индивидуальное задание.
    
     

    Автор(ы): Ракипова Р. Ф.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Другие материалы