РакиповаРушанияФасиховна, учитель географии МБОУ «Староашировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза ШамкаеваАкрамаБеляевича» МО Матвеевский район Конспект урока Предмет: география Класс: 10 УМК: «География. 10 класс» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Уровень обучения: базовый Тема урока: «Определение ресурсообеспеченности стран» Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1 час Место урока в системе уроков по теме: урокобобщения материала и закрепления (урок-практикум). Цель урока:дать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; научить определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; формировать умения и навыки работы с картами и текстом, научить находить пути решения сложившихся проблем, формировать умение самостоятельно отбирать необходимую информацию, умение выполнять практические задания. Задачи урока: Актуализировать полученные знания о природных ресурсах мира; Формирование и совершенствование навыков работы в парах; Совершенствование навыков работы с различными источниками географическойинформации (картами, таблицами); Формирование навыков анализирования, логического мышления. Техническое обеспечение: электронное обеспечение кабинета. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение: *География: Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. *Атлас по географии школьника. *Настенные карты: «Природные ресурсы мира», «Политическая карта мира». *Таблицы с указанием количества запасов и добычи ресурсов разных стран. *План-схема темы. * Лист самоконтроля. * Выставка дополнительной литературы. *Интернет-ресурсы: www.priroda.su ,www.rgo.ru Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Орг. момент Приветствие учащихся. Создание позитивного эмоционального настроя для работы на уроке. Настраиваются на творческую работу, готовят рабочие места. Проверка дом.задания. Выступление с эссе на тему «Как я представляю себе рациональное природопользование?» Выступают с сочинениями. Актуализация Опрос: Какие ресурсы являются исчерпаемыми? Какие ресурсы являются неисчерпаемыми? В чем разница между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами? Как можно восстановить возобновимые ресурсы? Взаимопроверка по заранее подготовленным учащимися вопросам. Отвечают на вопросы, дополняют и уточняют ответы одноклассников, задают подготовленные для взаимопроверки вопросы. Целеполагание и мотивация Самостоятельная работа по формулированию: 1)темы урока, используя таблицы «Запасы и добычи ресурсов» (в атласе). 2) целей урока на основе листа-самоконтроля (Приложение 1) Анализирует ответы учащихся, формулирует тему и цели урока. Запись в тетради темы и целей урока. Обращает внимание на значимость позитивных результатов каждого ученика. Анализируют таблицу, лист самоконтроля, самостоятельно формулируют тему и цели урока, озвучивают результат, после обсуждения с учителем записывают в тетрадь, а цели – в таблицу самоанализа (Приложение 4). Изучение нового материала 1.Вступление Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов. 2. Запись в тетради понятия «Ресурсообеспеченность» и формулы ее высчитывания. 3. Анализ карт атласа «Обеспеченность водными ресурсами» и «Потребление водных ресурсов». 4.Обобщение: И так мы выяснили, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Записывают понятие и формулу в тетрадь. Анализируют карты атласа и формулируют вывод (от каких факторов зависит ресурсообеспеченность). Первичное закрепление и применение материала 1.Предлагает воспроизвести основное содержание учебной информации. 2.Пояснение приема отбора и структурирования материала для выполнения практической работы. 3. Практическая работа (Приложение 2). 4. Озвучивание результатов практической работы. Учащиеся в парах отбирают нужную информацию, выполняя практическую работу, определяют ресурсообеспеченность стран и регионов, формулируют вывод, записывают данные и вывод (Приложение 3). Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Рефлексия Индивидуальное задание – заполнение таблицы «Результативность работы на уроке» (Приложение 4). Общий итог урока. Учащиеся определяют результативность работы, высказывают по желанию свои мнения. Домашнее задание Параграфы 19-20 учебника. Составить в тетрадях схему «Факторы, влияющие на ресурсообеспеченность». Предлагает индивидуальное опережающее задание (презентация какой-либо страны как экспортера). Записывают дом. задание в дневник. Изъявляют желание выполнять индивидуальное задание.
Автор(ы): Ракипова Р. Ф.
Скачать: География 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ракипова Р. Ф.
Скачать: География 10кл - Приложение.rar