Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

4 урок Численность и динамика населения мира. Практическая работа №2 (Богатырева Н.Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Богатырева Наталья Геннадьевна,
     учитель географии, МБОУ «Сарай-Гирская средняя
     общеобразовательная школа» МО Матвеевский район
    
    Название предмета: география
    Класс: 10
    УМК: География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов.  Е.М. Домогацких, Н.И Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово-учебник»,  2015
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Численность и динамика населения мира. Практическая работа №2 «Составление списка стран, в которых государственным языком являются: английский, французский, русский, немецкий».
     Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок темы «География населения мира».
    Цель урока: 
    изучение динамики и факторов роста численности населения мира; развитие аналитических умений.
     Задачи урока:
    Образовательные: познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демография», познакомить с численностью мира, ее динамикой, демографической политикой государств мира; учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли в целом, а также в отдельных регионах и странах.
    Развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.
    Воспитывающие: воспитывать информационную культуру; прививать интерес к предмету; воспитывать умение работать в коллективе; оценивать уровень своих знаний и знаний товарищей.
    Планируемые результаты:
    Развивать географическое мышление для определения географических аспектов  изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; объяснять основные географические понятия и термины по теме урока,убедиться в необходимости знания общей демографической политики мира.
    Техническое обеспечение урока:
    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, географическая  карта «Политическая карта мира».
     Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1.- М.: ООО «Русское слово»,2016.Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.  В.И. Сиротин, География 10 класс, 2015.
    Атлас, география 10 класс, М.:- «Дрофа», 2015.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент.
    Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
    2. Проверка домашнего задания.
                1.Взаимоопрос по политической карте мира. (Учащиеся работают в парах.)
    Вариант 1 показывает: 1. США, 2.Япония, 3.Франция, 4.Италия, 5.Великобритания, 6.ФРГ, 7.Канада, 8.Австралия, 9.Испания, 10.Норвегия.
    Вариант 2 показывает: 1.Китай, 2.Индия,3.Египет,4.Бразилия, 5.Иран,6.Индонезия, 7.Аргентина, 8.Мексика, 9.Афганистан,10.Саудовская Аравия.
              2.Краткий географический диктант.
    1.Главный объект политической карты мира –это…
    2.Политически независимыми государствами называются….
    3.Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной  на территории данной страны за год называется….
    4. В «большую семерку» входят страны…..
    5.Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе….
    Ответ: 1.страны, 2.суверенные, 3.ВВП, 4. США, Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания, 5.Персидский залив.
    3.Целеполагание
    Беседа.
    1.Что является предметом изучения экономической и социальной географии? 
    2.Какие показатели характеризуют население территории?
    3.Каковы темпы прироста населения России.
    4.Как изменялась численность населения России в конце XX- начале XXIв.?
    Цель нашего урока: формирование представлений о динамике численности населения, о типах воспроизводства населения, их отличительных чертах в различных странах и регионах мира. А что станет предметом изучения нашего урока. Какие  задачи вы ставите перед собой на уроке? 
    Дополните предложение: «Сегодня на уроке я хочу…..»
    4. Изучение нового материала.
        1.Постановка проблемы
    Почему для разных регионов мира характерны разные типы воспроизводства населения?
    А для начала давайте выясним, что такое естественный прирост и как он рассчитывается?
        2.Работа в тетради
    Естественный прирост- это разница между числом родившихся и умерших за определенный период. Естественный прирост показывает, на сколько изменилась численность населения в государстве за выбранный период.Расчет показателя естественного прироста проводится по формуле:
    ПЕП = (Р-С)/ (Н:1000)
    -Что означают эти показатели? Ответ найдите в учебнике.
        3.Работа в парах. 
    Работа с рисунком 5. Динамика численности населения Земли. 
    Ответить на вопросы:
    1.Какова численность населения мира?
    2.На основе анализа рис. 5., сделайте вывод о том как менялась численность населения мира на протяжении всей человеческой истории.
    3.Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре?
    4.Что такое демографический взрыв?
    5.Какие проблемы связаны сростом численности населения?
    Результат работы:
    1.7 млрд.человек.
    2.На основе анализа рис. 5 можно сделать вывод, что численность населения постоянно изменялась. С1800 года начинается резкое увеличение численности населения.
    3.Точные данные о численности населения дают переписи населения.
    4.Процесс стремительного роста численности населения планеты.
    5.Ресурсы планеты ограничены, и в будущем возросшему населению Земли их может не хватить.
    В демографии совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется воспроизводством населения.
    Воспроизводство населения - это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление населения и смену людских поколений.
    Вопрос
    -Чем объясняется различная демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах? В зависимости от величины главных демографических показателей выделяют три типа воспроизводства населения.
         4.Работа в группах.
     Проанализируйте рис.6 стр.27. Воспроизводство населения.
    Задание для первой группы.
    1.Что такое традиционный тип воспроизводства? Приведите примеры стран.
    Задание для второй группы.
    1.Что такое современный тип воспроизводства? Приведите примеры стран.
    Задание для третьей  группы.
    1.Что такое переходный тип воспроизводства? Приведите примеры стран.(Приложение 1.)
    Обсуждение результатов.
    7.Обобщение и закрепление знаний.
        1.Фронтальный опрос
    1.Что такое естественный прирост населения?
    2.Что такое демографический взрыв?
    3.Что такое воспроизводство населения?
    4.Какие существуют типы воспроизводства населения?
    2.Самостоятельная работа 
    Используя данные рисунка 6, постройте столбчатую диаграмму, отражающую соотношение регионов мира по показателю рождаемости.
    8.Рефлексия.
    Оценить свой вклад в достижении цели урока. Дополните предложение: «Сегодня на уроке я понял, но не могу применить. Понял, могу применить, но объяснить другому не могу. Понял, могу применить и объяснить».
    9. Домашнее задание.
    п.3 изучить, используя статистические данные, дополнительный материал выполнить практическую работу № 2.Составить список стран, в которых государственным языком являются: английский, французский, русский, немецкий».
    
     

    Автор(ы): Богатырева Н. Г.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Задания к уроку