Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

3 урок Развитые и развивающиеся страны (Богатырева Н.Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Богатырева Наталья Геннадьевна,
     учитель географии, МБОУ «Сарай-Гирская средняя
     общеобразовательная школа» МО Матвеевский район
    
    Название предмета: география
    Класс: 10
    УМК: География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов.  Е.М. Домогацких, Н.И Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово-учебник»,  2015
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Развитые и развивающиеся страны.
     Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: второй  урок темы «Страны современного мира».
    Цель урока: 
    Формирование представлений о развитых и развивающихся странах как полярных полюсах современного мира.
    Задачи урока:
    Обучающие:получить представление о систематизации стран, критериях типологии и классификации, выделять основные типы стран.
    Развивающие:  продолжить формирование умений работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами.
    Воспитательные: развивать коммуникативные умения учащихся работать в парной и групповой работе. 
    Планируемые результаты:
    Объяснять основные географические понятия и термины по теме урока, принципы различных подходов к типологии стран, различия между странами разных типов; определять тип страны по предложенным признакам, основные критерии для классификации для классификации различных географических объектов.
    Техническое обеспечение урока
    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, географическая  карта «Политическая карта мира».
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1.- М.: ООО «Русское слово»,2016.
    Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.  В.И. Сиротин, География 10 класс, 2015.
    Атлас, география 10 класс, М.:- «Дрофа», 2015.
    
    Содержание урока
    1.Организационный момент. 
    2.Актуализация знаний
    1.Беседа по вопросам.
    1.Какие существуют виды стран по особенностям их географического положения?
    2.Какие существуют виды монархий? В каких частях света больше всего монархий? Как вы думаете, почему?
    3.Чем отличаются президентская республика от парламентской?
    4.Чем федеративное государство отличается от унитарного?
    5.Какие существуют ветви государственной власти?
          2. Работа с картой.
    Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства.
    Вариант 2.Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные  государства.
    3.Целеполагание.
    1.Чем отличается хозяйственный уклад жизни населения стран Европы и Африки?
    2.Какие страны Европы имели колониальные владения?
    3. Что бы хотели нового узнать на уроке?
    4.Изучение нового материала
    1.Постановка проблемы
    Все ли страны мира входят в группы развитых и развивающихся стран?
    Вопросы для обсуждения:
    1.Чем вызвано деление стран на группы?
    2.Какие критерии положены вами в основу типологии стран?
    Критерии:
    А) Группировка стран в зависимости от географического положения;
    Б) Группировка стран в зависимости от уровня социально-экономического развития (экономический потенциал, структура экономики, степень вовлеченности страны в международное географическое разделение труда, степень удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах, т. е. ВВП)
    ВВП (валовой внутренний продукт) – это суммарная рыночная стоимость всей произведенной за год продукции и оказанных услуг в стране, в долларах США. Чем больше этот показатель, тем лучше могут жить люди. Работа с рисунком 2 стр.14. 
    ООН классифицирует страны по величине ВВП следующим образом:
    -богатые страны – более 30000 долларов в год
    -состоятельные страны 20000-30000 долларов в год
    --страны среднего достатка -10000-20000 долларов в год
    -страны удовлетворительного достатка- 5000-10000 долларов в год
    -бедные страны - 500-1000 долларов в год.
    2.Задание в тетради. 
    Приведите примеры стран, имеющие разный показатель ВВП.
    По уровню социально-экономического развития страны делят на 2 группы: экономически развитые и развивающиеся.
    3.Работа в группе (учащиеся объединяются в группы)
    Задание для 1 группы
    1.Какие страны относятся к группе развитых стран мира?
    2.Какие подгруппы стран входят в состав развитых стран? Приведите примеры стран.      
    Задание для 2 группы
    1.Какие страны называют развивающимися? 2.Какие подгруппы стран относятся к развивающимся? Приведите примеры стран.
    5.Первичное закрепление материала.
    Обсуждение результатов работы в группах
    Результат работы первой группы: 
    1. Эти страны отличаются высоким уровнем экономического и социального развития. В настоящее время в мире существует около 60 развитых стран.    2. А) Страны «Большой семерки»- это группа наиболее развитых стран (США, Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания); Б)Экономически развитые страны Западной Европы- имеют высокий показатель ВВП на душу населения (Нидерланды, Ирландия, Австрия, Дания, Швейцария и др.) В) Страны «переселенческого капитализма» -эти страны выделены по историческому признаку и являются бывшими колониями Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР); Г) Страны с переходной экономикой –экономика этих стран находится в процессе перехода от централизованной к рыночной (страны СНГ, Восточной Европы, Китай и др.)
    Результат работы второй группы:
    2.По показателю ВВП на душу населения большинство развивающихся стран заметно уступает развитым.2. А)Ключевые развивающиеся страны-это страны обладающие огромными природными ресурсами, людским и экономическим потенциалом (Индия, Бразилия, Мексика); Б)Новые индустриальные страны- это страны, которые в 70-80 годы ХХ века совершили серьезный рывок в промышленном развитии (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и др); В)Страны- экспортеры нефти (Саудовская Аравия , Кувейт, Бруней и др.); Г) Промежуточные страны-это средние по своим показателям страны (Турция, Чили, Сирия, Египет, Колумбия); Д)Микространы -это крошечные по площади островные государства; Е) Беднейшие страны-основу жизни в этих странах составляет примитивное сельское хозяйство (Афганистан, Бангладеш, Сомали, Судан).
    6. Обобщение и закрепление материала.
    1.Практическое задание: 
    Найдите эти страны на политической карте мира. Отметьте на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради.
    2.Фронтальный опрос
    1.Что такое валовой внутренний продукт?
    2.Какие страны относятся к группе развитых стран?
    3.Какие страны называют развивающимися?
    7.Рефлексия.
    -Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    -Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
    -Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
    Оцените свою работу на уроке.
    8.Домашнее задание. 
    П. 2. Отметить на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию)
    
     

    Автор(ы): Богатырева Н. Г.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx