Богатырева Наталья Геннадьевна, учитель географии, МБОУ «Сарай-Гирская средняя общеобразовательная школа» МО Матвеевский район Название предмета: география Класс: 10 УМК: География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов. Е.М. Домогацких, Н.И Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015 Уровень обучения: базовый Тема урока: Развитые и развивающиеся страны. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: второй урок темы «Страны современного мира». Цель урока: Формирование представлений о развитых и развивающихся странах как полярных полюсах современного мира. Задачи урока: Обучающие:получить представление о систематизации стран, критериях типологии и классификации, выделять основные типы стран. Развивающие: продолжить формирование умений работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами. Воспитательные: развивать коммуникативные умения учащихся работать в парной и групповой работе. Планируемые результаты: Объяснять основные географические понятия и термины по теме урока, принципы различных подходов к типологии стран, различия между странами разных типов; определять тип страны по предложенным признакам, основные критерии для классификации для классификации различных географических объектов. Техническое обеспечение урока Компьютер, мультимедийный проектор, экран, географическая карта «Политическая карта мира». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1.- М.: ООО «Русское слово»,2016. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. В.И. Сиротин, География 10 класс, 2015. Атлас, география 10 класс, М.:- «Дрофа», 2015. Содержание урока 1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний 1.Беседа по вопросам. 1.Какие существуют виды стран по особенностям их географического положения? 2.Какие существуют виды монархий? В каких частях света больше всего монархий? Как вы думаете, почему? 3.Чем отличаются президентская республика от парламентской? 4.Чем федеративное государство отличается от унитарного? 5.Какие существуют ветви государственной власти? 2. Работа с картой. Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства. Вариант 2.Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные государства. 3.Целеполагание. 1.Чем отличается хозяйственный уклад жизни населения стран Европы и Африки? 2.Какие страны Европы имели колониальные владения? 3. Что бы хотели нового узнать на уроке? 4.Изучение нового материала 1.Постановка проблемы Все ли страны мира входят в группы развитых и развивающихся стран? Вопросы для обсуждения: 1.Чем вызвано деление стран на группы? 2.Какие критерии положены вами в основу типологии стран? Критерии: А) Группировка стран в зависимости от географического положения; Б) Группировка стран в зависимости от уровня социально-экономического развития (экономический потенциал, структура экономики, степень вовлеченности страны в международное географическое разделение труда, степень удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах, т. е. ВВП) ВВП (валовой внутренний продукт) – это суммарная рыночная стоимость всей произведенной за год продукции и оказанных услуг в стране, в долларах США. Чем больше этот показатель, тем лучше могут жить люди. Работа с рисунком 2 стр.14. ООН классифицирует страны по величине ВВП следующим образом: -богатые страны – более 30000 долларов в год -состоятельные страны 20000-30000 долларов в год --страны среднего достатка -10000-20000 долларов в год -страны удовлетворительного достатка- 5000-10000 долларов в год -бедные страны - 500-1000 долларов в год. 2.Задание в тетради. Приведите примеры стран, имеющие разный показатель ВВП. По уровню социально-экономического развития страны делят на 2 группы: экономически развитые и развивающиеся. 3.Работа в группе (учащиеся объединяются в группы) Задание для 1 группы 1.Какие страны относятся к группе развитых стран мира? 2.Какие подгруппы стран входят в состав развитых стран? Приведите примеры стран. Задание для 2 группы 1.Какие страны называют развивающимися? 2.Какие подгруппы стран относятся к развивающимся? Приведите примеры стран. 5.Первичное закрепление материала. Обсуждение результатов работы в группах Результат работы первой группы: 1. Эти страны отличаются высоким уровнем экономического и социального развития. В настоящее время в мире существует около 60 развитых стран. 2. А) Страны «Большой семерки»- это группа наиболее развитых стран (США, Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания); Б)Экономически развитые страны Западной Европы- имеют высокий показатель ВВП на душу населения (Нидерланды, Ирландия, Австрия, Дания, Швейцария и др.) В) Страны «переселенческого капитализма» -эти страны выделены по историческому признаку и являются бывшими колониями Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР); Г) Страны с переходной экономикой –экономика этих стран находится в процессе перехода от централизованной к рыночной (страны СНГ, Восточной Европы, Китай и др.) Результат работы второй группы: 2.По показателю ВВП на душу населения большинство развивающихся стран заметно уступает развитым.2. А)Ключевые развивающиеся страны-это страны обладающие огромными природными ресурсами, людским и экономическим потенциалом (Индия, Бразилия, Мексика); Б)Новые индустриальные страны- это страны, которые в 70-80 годы ХХ века совершили серьезный рывок в промышленном развитии (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и др); В)Страны- экспортеры нефти (Саудовская Аравия , Кувейт, Бруней и др.); Г) Промежуточные страны-это средние по своим показателям страны (Турция, Чили, Сирия, Египет, Колумбия); Д)Микространы -это крошечные по площади островные государства; Е) Беднейшие страны-основу жизни в этих странах составляет примитивное сельское хозяйство (Афганистан, Бангладеш, Сомали, Судан). 6. Обобщение и закрепление материала. 1.Практическое задание: Найдите эти страны на политической карте мира. Отметьте на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради. 2.Фронтальный опрос 1.Что такое валовой внутренний продукт? 2.Какие страны относятся к группе развитых стран? 3.Какие страны называют развивающимися? 7.Рефлексия. -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть? -Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Оцените свою работу на уроке. 8.Домашнее задание. П. 2. Отметить на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради. Составить кроссворд «Страны мира» (по желанию)
Автор(ы): Богатырева Н. Г.
Скачать: География 10кл - Конспект.docx