Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

2 урок Типы стран современного мира. Практическая работа №1 (Богатырева Н.Г.)

Текст урока

  • Конспект

     Богатырева Наталья Геннадьевна,
     учитель географии, МБОУ «Сарай-Гирская средняя
     общеобразовательная школа» МО Матвеевский район
    
    
    Название предмета: география
    Класс: 10
    УМК:  Экономическая и социальная география мира. Е.М. Домогацких, 10-11 класс, 2015 год
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Типы стран современного мира. Практическая работа №1 «Составление графиков, картосхем, и диаграмм на основе статистической информации».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок темы «Страны современного мира».
    Цель урока:
    Формирование представлений о современном мире- мире большого разнообразия стран, о географической специфике отдельных стран и регионов, их различии по уровню социально-экономического развития.
    Задачи урока:
    Обучающие: сформировать представление о типологии стран мира по государственному устройству, о ведущих принципах современной типологии стран мира.
    Развивающие:  продолжить формирование умений работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами.
    Воспитательные: развивать коммуникативные умения учащихся работать в парной и групповой работе. 
    Планируемые результаты:
    Объяснять основные географические понятия и термины по теме урока, принципы различных подходов к типологии стран, различия между странами разных типов; определять тип страны по предложенным признакам, основные критерии для классификации для классификации различных географических объектов.
    Техническое обеспечение урока:
    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, географическая  карта «Политическая карта».
     Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10-11 классов общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1.- М.: ООО «Русское слово»,2016.
    Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.  В.И. Сиротин, География 10 класс, 2015.
    Атлас, география 10 класс, М.:- «Дрофа», 2015.
    Содержание урока
    1.Организационный этап.
    Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
    2.Целеполагание
    1.Каково государственное и административно-территориальное устройство России?
    2.Почему наша страна называется Федерацией?
    Цель нашего урока: знакомство с размерами стран и положением  на материке, с государственным строем и  основными формами административно-территориального устройства.
    А что станет предметом изучения нашего урока. Какие  задачи вы ставите перед собой на уроке? 
    Ученикам предлагается самим поставить задачи, которые нужно решить для достижения цели урока 1) сгруппировать страны по размерам и географическому положению; 2) выяснить, что такое государственный строй и каких форм он бывает; 3) рассмотретьосновные формы административно-территориального устройства.
    Дополните предложение: «Сегодня на уроке я хочу…..»
    3.Изучение нового материала.
    1. Самостоятельная работа с картой
    Задание 1: сгруппировать страны по трем  классификационным признакам.
    Ученики самостоятельно выделяют различные группы стран. Затем обсуждение результатов. После заслушивания, делаем общий вывод. 
    Страны различают:
    А) по размерам территории страны бывают:
    -большие, таких стран 7, площадь их более 3 млн. км.2
    -крупные страны их площадь более 500 тыс. км.2.
    -микрогосударства. 
    Б) по численности населения
    -страны -гиганты с численностью населения более 100 млн. человек
    -средние страны
    -небольшие страны, микрогосударства с численностью 10-30 тыс. человек
    В)  по географическому положению:
    -внутриконтинентальными;
    -с приморским положением;
    -полуостровные, островные;
    -анклавы (окруженные полностью территорией другого государства).
    2. Беседа.
    Формы правления и  государственное устройство.
    -Какие формы правления вы знаете? Что вы знаете об этих формах правления? Какая форма правления в России сейчас?
    Все страны мира делятся на независимые (суверенные) и зависимые. 
    -Что означает суверенное государство? (стр.8 учебника)  Суверенность означает свободу в принятии любых решений, поэтому суверенные страны совершенно самостоятельны как во внешней, так и во внутренней политике. Зависимые страны (колонии)- это страны, не имеющие политической самостоятельности. Суверенные страны имеют ту или иную форму правления.  Учитель задает вопросы:
    Подведем итог: основные формы правления - республика и монархия.
    4. Первичное усвоение изученного материала.
    1.Работа с атласом
    Задание: на основании политической карты мира в атласе выпишите в тетрадь:
    1.7 самых больших стран мира, 5 микрогосударств.
    2.10 стран с численностью населения более 100 млн человек.
    3.5 островных, 5 полуостровных, 5 стран-архипелагов.
    4. 5 сухопутных стран.
    2. Работа в группе (учащиеся объединяются в группы)
    Задание для 1 группы
    1.Дать определение «республиканская форма правления».
    2.Чем отличаются президентская республика от парламентской? Приведите примеры стран.
    Задание для 2 группы
    1.Дать определение «монархическая форма правления».
    2.Какие существуют виды монархий? Приведите примеры стран.
    3.Беседа.
    Вопрос: Почему республик гораздо больше, чем монархий?
    Деление стран мира по особенностям территориально-государственного устройства на унитарные и федеративные.
    4. Работа с таблицей.
    Приведите примеры стран и заполните каждую графу таблицы с примерами стран с различным государственным устройством:
    Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)
    Федеративное государство(наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся  единицы –субъекты) 
    Конфедерация (форма федеративного государства)
    1.Франция
    2.Великобритания
    3.Китай
    1.Россия
    2.Германия
    3.Индия
    1.Швейцария-союз суверенных государств или независимых кантонов.
    Вопрос: Чем обусловлена специфика территориально-государственного устройства страны?
    5.Обобщение и закрепление материала.
    1.Фронтальный опрос
    1.Что такое республика?
    2.Что такое монархия?
    3.Назовите формы республиканского правления?
    4.Назовите формы монархического правления?
    5.Приведите примеры монархий.
    6.Приведите примеры республик.
    6. Домашнее задание. 
    П.2. Вопросы « Проверим знания» с 12. Вопрос: Предложите свой вариант классификации стран современного мира. Практическая работа №1. На основе данных таблицы 1 постройте столбчатую диаграмму, отражающую соотношение площадей первых пяти крупнейших стран мира. По желанию приготовьте презентацию об одной стране упоминаемой в тексте параграфа.
    7. Рефлексия. Вернемся к целям нашего урока. Что нового вы сегодня узнали о типах стран современного мира? Оцените по пятибалльной системе свою работу на уроке.
    
     

    Автор(ы): Богатырева Н. Г.

    Скачать: География 10кл - Конспект.docx

Задания к уроку