Название предмета: геометрия. Класс: 9 класс. УМК (название учебника, автор, год издания: Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. -22-е изд.-М.:Просвещение, 2012.-384 с. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый. Тема урока: « Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч. Место урока в системе уроков по теме: В соответствии с программой по подготовке к ГИА по математике данный урок представляет собой объединение тем: «Теорема Пифагора», «Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника», «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Цель урока: выработка умений самостоятельного применения учащимися знаний и навыков по темам «Теорема Пифагора», «Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника», «Соотношение между сторонами и углами треугольника» в комплексе, в новых условиях. Задачи урока: Образовательные: - повторить определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; значения основных тригонометрических функций для углов- повторить определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; теорему Пифагора; теорему об остром угле в 30 I четверти; теорему косинусов; теорему синусов. - выработать умение решать тригонометрические задачи; правильно составлять уравнения, используя теорему Пифагора, теорему косинусов или теорему синусов; - формировать умения и навыки рационального применения данных методов при решении различных заданий по представленным темам. Коррекционные: - развивать внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельной учебной деятельности, творчества и инициативы; - формировать культуру математической речи, умение анализировать, работать по алгоритму; - прививать навыки самоконтроля, умение организовывать индивидуальную и самостоятельную работу, работу в группах; Воспитательные: - воспитывать чувства ответственности, самостоятельности; - продолжить воспитание устойчивого познавательного интереса к математике. Планируемые результаты: Научатся: рационально применять различные методы при решении тригонометрических задач; решать задания, с использованием основных тригонометрических тождеств. Получат возможность научиться: комплексно применять известные теоремы и свойства при решении треугольников. Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы; раздаточный материал – таблица значений углов основных тригонометрических функций. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):ссылка на видеоурок: http://interneturok.ru/geometry/9-klass/sinus-kosinus-i-tangens-ugla/sinus-kosinus-i-tangens-ugla-osnovnoe-trigonometricheskoe-tozhdestvo Содержание урока. 1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, подготавливает помещение к уроку и отмечает отсутствующих. 2. Актуализация знаний. Учитель: сегодня мы приступаем к изучению новой главы «Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения». Запишите в тетрадях число и тему урока. Запись в тетрадях: Число. Тема урока: Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.(Запускаем видеоурок. Пауза для записи темы) Учитель: но прежде, чем перейти к изучению этой темы, повторим с вами пройденный материл. – что называют синусом острого угла? Ученик: синус острого угла α прямоугольного треугольника – это отношение противолежащего катета к гипотенузе. ( демонстрация видеоурока синус) Учитель: что называют косинусом острого угла? Ученик: Косинус острого угла α прямоугольного треугольника – это отношение прилежащего катета к гипотенузе. ( демонстрация видеоурока косинус) Учитель: что такое тангенс острого угла? Ученик: Тангенс острого угла α – это отношение противолежащего катета к прилежащему катету. ( демонстрация видеоурока тангенс) 3. Изучение нового материала Учитель: мы вспомнили, что является синусом, косинусом и тангенсом угла в прямоугольном треугольнике. Теперь мы познакомимся с этими понятиями в независимости от фигуры, в которой они находятся. Введем прямоугольную систему координат Оху и построим полуокружность радиуса 1 с центром в начале координат, расположенную в первом и втором квадрантах. Данная полуокружность называется единичной Запишите определение с экрана и сделайте рисунок. (демонстрация видеоурока). Запись в тетрадях: Полуокружность называется единичной, если ее центр находится в начале координат, а радиус равен 1. Учитель: из точки О проведем луч h , пересекающий единичную полуокружность в точке М (х;у). обозначит буквой угол между лучом h и положительной полуосью абсцисс. Если луч h совпадает с положительной полуосью абсцисс, то будем считать, что = 0 . Если угол острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем, sin = , a cos = . Но OM = 1, MD это ордината, OD - абсцисса, поэтому sin ордината у точки М, cos это абсцисса х точки М. Запись на доске и в тетрадях: Если угол острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем, sin = , a cos = . Но OM = 1, MD = y, OD = x, поэтому sin = y, cos = x. (1) Учитель: Так как из прямоугольного треугольника DOM тангенс - это отношение противолежащего катета к прилежащему tg = , то тангенс будет равен отношению синуса угла к косинусу угла tg = . Существует еще функция, обратная тангенсу - катангенс, и он равен отношению косинуса угла к синусу ctg = . Итак, синус острого угла равен ординате у точки М, а косинус угла - абсциссе х точки М. Запишите со слайда информацию в тетради (демонстрация видеоурока). Запись на доске и в тетрадях: Т.к. tg = , то tg = , ctg = . Учитель: если угол прямой, тупой или развернутый, это углы AOC, AON и AOB на рисунке 290 учебника, или = 0 , то синус и косинус угла также определим по формулам (1). Таким образом, для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180 синусом угла называется ордината у точки М, косинусом угла - абсцисса х точки М. Так как координаты (х; у) точек единичной полуокружности заключены в промежутках 0 ≤ у ≤ 1, - 1 ≤ х ≤ 1, то для любого из промежутка 0 ≤ ≤ 180 справедливы неравенства: 0 ≤ sin ≤ 1, - 1≤ cos ≤ 1 (слайд 5). Запишите это в тетради. Запись в тетрадях: Т.к. 0 ≤ у ≤ 1, - 1 ≤ х ≤ 1, то для любого из промежутка 0 ≤ ≤ 180 0 ≤ sin ≤ 1, - 1≤ cos ≤ 1. Учитель: а теперь найдем значения синуса и косинуса для углов 0, 90 и 180. Для этого рассмотрим лучи OA, OC и OB, соответствующие этим углам. Так как точки А, С и B имеют координаты А (1; 0), С (0; 1), В (-1; 0), то Sin 0 = 0, sin 90 = 1, sin 180 = 0, cos 0 = 1, cos 90 = 0, cos 180 = - 1. (демонстрация видеоурока).) Запишите в тетради. Запись в тетрадях: Sin 0 = 0, sin 90 = 1, sin 180 = 0, cos 0 = 1, cos 90 = 0, cos 180 = - 1 Учитель: так как tg = , то при = 90 тангенс угла не определен, так как cos 90 = 0 знаменатель обращается в нуль. Катангенс угла ctg = не определен при = 0 , = 180 , так как знаменатель sin 0 = 0, sin 180 = 0 обращается в нуль. Используя формулы (2), находим: tg 0 = 0, tg 180 = 0. ctg 90 = 0. Запишите это в тетради. Запись в тетрадях: Т.к. tg = , то при = 90 тангенс угла не определен. tg 0 = 0, tg 180 = 0, т.к. ctg = , то при = 0 , = 180 катангенс угла не определен ctg 90 = 0. Учитель: кроме этих значений при решении задач вам понадобятся и другие значения синуса, косинуса, тангенса и катангенса при различных угла . Сделайте себе в тетради небольшую тригонометрическую таблицу значений синуса, косинуса, тангенса и катангенса. Запись в тетрадях: Учитель: теперь мы познакомимся с вами с основным тригонометрическим тождеством. Запишите заголовок в тетради. Запись в тетрадях: Основное тригонометрическое тождество. Учитель: на рисунке 290 учебника изображены система координат Оху и полуокружность АСВ с центром О. Эта полуокружность является дугой окружности, уравнение которой имеет вид х2 + у2 = 1. Подставив сюда выражения для х и у из формул sin = x, cos = y, получим равенство sin2 + cos2 = 1, (4) Которое выполняется для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180. Равенство (4) называется основным тригонометрическим тождеством. В VIII классе оно было доказано для острых углов. Запишите в тетради информацию со слайда. (демонстрация видеоурока). Запись в тетрадях: Для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180 верно sin2 + cos2 = 1 - основное тригонометрическое тождество. Учитель: теперь определим знаки синуса, косинуса и тангенса в разных четвертях. Знаки синуса. Так как sin = , то знак синуса зависит от знака у. В первой и второй четвертях у > 0, в третьей и четвертой у > 0. Значит синус больше нуля, если угол находится в первой ил второй четверти, и синус меньше нуля, если угол находится в третьей ил четвертой четверти. Запишите эту информацию в тетради с экрана (демонстрация видеоурока). Запись в тетрадях: т.к. sin = , I , II ч - sin > 0, III, IV ч - sin < 0 Учитель: знаки косинуса. Так как cos = , то знак косинуса зависит то знака х. тогда в первой и четвертой четвертях х > 0, а во второй и третьей четвертях x < 0. Следовательно: косинус больше нуля, если угол находится в первой или четвертой четверти, и косинус является меньше нуля, если угол находится во второй или третьей четверти. Запишите это в тетради со слайда. Запись в тетрадях: Так как cos = I , IV ч - cos a > 0, II, III ч - cos a < 0 Учитель: знаки тангенса и катангенса. Так как tg = , а ctg = , то знаки tg и ctg зависят от знаков x и y. В 1 и 3 четвертях x и y имеют одинаковые знаки, а во 2 и 4 разные. Значит: tg > 0 и ctg > 0, если угол является углом 1 или 3 четверти; tg < 0 и ctg < 0, если угол является углом 2 или 4 четверти. Запишите в тетради, и перенесите в таблицу. Запись в тетрадях: tg a = I , III ч - tg a > 0, II, IV ч - tg a < 0 ctg = I , III ч - ctg a > 0, II, IV ч - ctg a < 0. Учитель: кроме основное тригонометрического тождества справедливы также следующие тождества, которые являются формулами приведения. Запишите их в тетради. (слайд 11) sin (90 - ) = cos cos (90 - ) = sin (5) при 0 ≤ ≤ 90, sin (180 - )= sin cos (180 - ) = - cos (6) при 0 ≤ ≤ 180 . Запись в тетрадях: Формулы приведения. sin (90 - ) = cos cos (90 - ) = sin (5) при 0 ≤ ≤ 90, sin (180 - )= sin cos (180 - ) = - cos (6) при 0 ≤ ≤ 180 . 4. Закрепление изученного материала Запись на доске и в тетрадях: № 1013 (а, б) Дано: а) cos = . б) cos = . Найти: sin Ученик: чтобы найти синус угла, используем основное тригонометрическое тождество и выразим синус через косинус. Запись на доске и в тетрадях: sin2 + cos2 = 1 a) sin2 = 1 - cos2 ; sin2 = 1 - = 1 - = ; sin2 = Ученик: так как точка находится в первой четверти, синус положителен, следовательно равен . Запись на доске и в тетрадях: Так как находится в 1 ч., то sin > 0, sin = б) sin2 = 1 - = 1 - = ; Ученик: так как угол находится во 2 ч., то sin > 0 Запись на доске и в тетрадях: Так как находится во 2 ч., то sin > 0, sin = . Учитель: теперь решите номер 1015(а, в), где необходимо найти тангенс угла . К доске вызывается ученик. Запись на доске и в тетрадях: № 1015 (а, в) Дано: а) cos = 1; в) sin = и 0 < < 90. Ученик: так как тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, нам необходимо под а) найти синус угла, а под б) косинус угла. Используем основное тригонометрическое тождество. Запись на доске и в тетрадях: a) tg = , sin2 + cos2 = 1; sin2 = 1 - cos2 ; sin2 = 1 - = 1 - = 0; sin = 0. tg = = = 1. в) sin2 + cos2 = 1; cos2 = 1 - sin2 ; cos2 = 1 - = 1 - = ; т.к. 0 < < 90 , cos > 0, cos = . tg = = 1. 5. Подведение итогов урока и домашнее задание Учитель: итак, сегодня на уроке мы изучили основное тригонометрическое тождество и формулы приведения. Теперь ответьте на следующие вопросы: Что называется синусом угла? Ученик: синус острого угла равен ординате у точки. Учитель: что называется косинусом угла? Ученик: косинус острого угла равен абсциссе х точки Учитель: что такое тангенс угла? Ученик: тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, отношение ординаты точки к абсциссе. Учитель: А что такое катангенс угла? Ученик: катангенс - это отношение косинуса угла у синусу. Учитель: какое основное тригонометрическое тождество вы знаете? Ученик: sin2 + cos2 = 1 является основным тригонометрическим тождеством. Учитель: решение задач по пройденной теме мы продолжим еще на следующем уроке, а сейчас запишите задание на дом: §1, пп. 93 - 95, №№ 1014, 1015 (б, г).
Автор(ы): Апсалямова М. Ф.
Скачать: Геометрия 9кл - конспект.docx