Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Движения (Чашкина М.М.)

Текст урока

  • конспект

     МБОУ «Новосаринская ООШ»  (Кувандыкский городской округ Оренбугской области)
    Учитель математики 1 категории Чашкина Мария Михайловна
    Класс: 9
    Конспект урока "Понятие движения" с презентацией
    Слайд №1, приложение 1.
    Слайд №2, приложение 1.
    План урока:
    Постановка целей урока.
    Повторение.
    Изучение нового материала.
    Решение задач.
    Итог урока.
    Слайд №3, приложение 1.
    Цели урока: 
    Образовательные: ввести понятие движение и научить строить виды движений (осевую симметрию, центральную симметрию).
    Развивающие: развить у учащихся умение выполнять построения симметрии относительно точки, симметрии относительно прямой.
    Воспитательные: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Культуры математической речи.
    Форма проведения:  комбинированный урок.
    Место проведения: кабинет математики.
    Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для практической работы.
    Ход урока
    1. Организационный момент, приветствие, сообщение целей урока. Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
    2. Повторение. Цель: повторить  способы построения фигур в осевой и центральной симметрии.
    Слайды №4, 5, приложение 1.
    1) Для каждого из случаев а), б), в) постройте точки А1и В1, симметричные точкам А и В относительно прямой L.
    Слайд №6, приложение 1.
    2) Докажите, что в каждом из рассмотренных случаев А1В1= АВ.
    Слайды №7, 8, 9, приложение 1.
    3) На координатной плоскости имеются точки А, В, С, D. Отметить точки:
    Симметричные А и D относительно оси Оy;
    Симметричные В и С относительно оси Ох;
    Симметричные А и В относительно начала координат.
    Слайд №10, приложение 1.
    4) Постройте треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно прямой L.
    Слайд №11, приложение 1.
    5) Постройте четырехугольник А1В1С1D1 симметричный треугольнику АВСD относительно прямой L.
    Слайды №12,13, приложение 1.
    6) Постройте точки А1, В1, С1 симметричные точкам А, В, С относительно точки О.
    Слайд №14, приложение 1.
    7) Какие условия должны выполняться, чтобы точка А была симметричной точке В относительно:
    а) прямой L;
    б) точки О?
    8) Существуют ли точки, для которых не существует точек, симметричных данной относительно:
    а) прямой;
    б) точки?
    Слайд №15, приложение 1.
    3. Изучение нового материала. Цель; ввести понятие движения и применить симметрию при решении задач.
    1) При отображении плоскости на себя выполняются условия:
    Каждой точке плоскости ставится в соответствие какая-то одна точка плоскости;
    Каждая точка плоскости оказывается поставленной в соответствие какой-то точке плоскости.
    Слайд №16, приложение 1.
    2) Осевая симметрия - представляет собой отображение плоскости на себя.
    
    3) Центральная симметрия - представляет собой отображение плоскости на себя.
    
    Слайд №17, приложение 1.
    4) Каким же общим свойством обладают осевая и центральная симметрии?
    - При осевой симметрии в какую фигуру отобразится треугольник АВС? А четырехугольник АВСD? (задание 3)
    - При центральной симметрии в какую фигуру отобразится треугольник АВС? А четырехугольник АВСD?
    - Сохранилось ли расстояние между двумя точками при осевой симметрии? При центральной симметрии?
    Слайд №18, приложение 1.
    5) Свойство осевой и центральной симметрии: это отображение плоскости на себя, которое сохраняет расстояния между точками.
    Определение. Движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния.
    6) Осевая и центральная симметрии – являются движением.
    Слайд №19, приложение 1.
    4. Решение задач. Цель: закрепить навыки построения симметрии.
    Задача №1. Пусть M и N какие-либо точки, L – ось симметрии. M1 и N1 – точки, симметричные точкам M и N относительно прямой L. Доказать, что расстояние между точками M и N при осевой симметрии сохраняется, т.е. MN = M1N1.
    
    Слайды №20, 21, приложение 1.
    Алгоритм решения задачи:
    - Из точек N и N1 опустите перпендикуляры на прямую MM1.
    - Докажите, что ∆ MNК = ∆M1N1К1.
    - Докажите, что MК = M1К1, NК = N1К1.
    
    Слайд №22, приложение 1.
    Задача №2. Доказать, что осевая симметрия есть движение для следующего расположения точек M и N:
    
    Слайд №23, приложение 1.
    Итог урока. Цель: анализ достижений класса в целом и каждого в отдельности.
    Сделаем вывод по решению задач: у вас получилось, что фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Центральная и осевая симметрии являются движением. 
    Движение-отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние. ( Записывают определение в тетрадях) 
    Домашнее задание:
    пп. 113, 114 (до теоремы);
    вопросы 1-6.
    Решить задачи: №1148(а), 1149(б).
    Подготовить сообщения «Симметрия в искусстве, архитектуре» 1 группа
                                               «Симметрия в живой и неживой природе» 2 группа
    Подготовить презентацию « Применение движения ( растения, орнаменты, узоры, паркет).
    Слайд №24, приложение 1.
    Литература:
    Учебник «Геометрия, 7-9 класс». Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
    Изучение геометрии в 7-9 классах. Книга для учителя. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012.
    Поурочные разработки по геометрии. Н.Ф.Гаврилова – М.: «ВАКО», 2013.
    «Математика после уроков» М. Б. Балк,  Г. Д.Балк.-М: Просвещение,1971г
    «За страницами учебника математики» И. Я. Депман , Н. Я. Виленкин-М.; Просвещение, 1989г
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Геометрия 9кл - конспект.docx