МБОУ «Новосаринская ООШ» (Кувандыкский городской округ Оренбугской области) Учитель математики 1 категории Чашкина Мария Михайловна Класс: 9 Конспект урока "Понятие движения" с презентацией Слайд №1, приложение 1. Слайд №2, приложение 1. План урока: Постановка целей урока. Повторение. Изучение нового материала. Решение задач. Итог урока. Слайд №3, приложение 1. Цели урока: Образовательные: ввести понятие движение и научить строить виды движений (осевую симметрию, центральную симметрию). Развивающие: развить у учащихся умение выполнять построения симметрии относительно точки, симметрии относительно прямой. Воспитательные: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Культуры математической речи. Форма проведения: комбинированный урок. Место проведения: кабинет математики. Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для практической работы. Ход урока 1. Организационный момент, приветствие, сообщение целей урока. Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. 2. Повторение. Цель: повторить способы построения фигур в осевой и центральной симметрии. Слайды №4, 5, приложение 1. 1) Для каждого из случаев а), б), в) постройте точки А1и В1, симметричные точкам А и В относительно прямой L. Слайд №6, приложение 1. 2) Докажите, что в каждом из рассмотренных случаев А1В1= АВ. Слайды №7, 8, 9, приложение 1. 3) На координатной плоскости имеются точки А, В, С, D. Отметить точки: Симметричные А и D относительно оси Оy; Симметричные В и С относительно оси Ох; Симметричные А и В относительно начала координат. Слайд №10, приложение 1. 4) Постройте треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно прямой L. Слайд №11, приложение 1. 5) Постройте четырехугольник А1В1С1D1 симметричный треугольнику АВСD относительно прямой L. Слайды №12,13, приложение 1. 6) Постройте точки А1, В1, С1 симметричные точкам А, В, С относительно точки О. Слайд №14, приложение 1. 7) Какие условия должны выполняться, чтобы точка А была симметричной точке В относительно: а) прямой L; б) точки О? 8) Существуют ли точки, для которых не существует точек, симметричных данной относительно: а) прямой; б) точки? Слайд №15, приложение 1. 3. Изучение нового материала. Цель; ввести понятие движения и применить симметрию при решении задач. 1) При отображении плоскости на себя выполняются условия: Каждой точке плоскости ставится в соответствие какая-то одна точка плоскости; Каждая точка плоскости оказывается поставленной в соответствие какой-то точке плоскости. Слайд №16, приложение 1. 2) Осевая симметрия - представляет собой отображение плоскости на себя. 3) Центральная симметрия - представляет собой отображение плоскости на себя. Слайд №17, приложение 1. 4) Каким же общим свойством обладают осевая и центральная симметрии? - При осевой симметрии в какую фигуру отобразится треугольник АВС? А четырехугольник АВСD? (задание 3) - При центральной симметрии в какую фигуру отобразится треугольник АВС? А четырехугольник АВСD? - Сохранилось ли расстояние между двумя точками при осевой симметрии? При центральной симметрии? Слайд №18, приложение 1. 5) Свойство осевой и центральной симметрии: это отображение плоскости на себя, которое сохраняет расстояния между точками. Определение. Движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния. 6) Осевая и центральная симметрии – являются движением. Слайд №19, приложение 1. 4. Решение задач. Цель: закрепить навыки построения симметрии. Задача №1. Пусть M и N какие-либо точки, L – ось симметрии. M1 и N1 – точки, симметричные точкам M и N относительно прямой L. Доказать, что расстояние между точками M и N при осевой симметрии сохраняется, т.е. MN = M1N1. Слайды №20, 21, приложение 1. Алгоритм решения задачи: - Из точек N и N1 опустите перпендикуляры на прямую MM1. - Докажите, что ∆ MNК = ∆M1N1К1. - Докажите, что MК = M1К1, NК = N1К1. Слайд №22, приложение 1. Задача №2. Доказать, что осевая симметрия есть движение для следующего расположения точек M и N: Слайд №23, приложение 1. Итог урока. Цель: анализ достижений класса в целом и каждого в отдельности. Сделаем вывод по решению задач: у вас получилось, что фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Центральная и осевая симметрии являются движением. Движение-отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние. ( Записывают определение в тетрадях) Домашнее задание: пп. 113, 114 (до теоремы); вопросы 1-6. Решить задачи: №1148(а), 1149(б). Подготовить сообщения «Симметрия в искусстве, архитектуре» 1 группа «Симметрия в живой и неживой природе» 2 группа Подготовить презентацию « Применение движения ( растения, орнаменты, узоры, паркет). Слайд №24, приложение 1. Литература: Учебник «Геометрия, 7-9 класс». Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013 г. Изучение геометрии в 7-9 классах. Книга для учителя. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2012. Поурочные разработки по геометрии. Н.Ф.Гаврилова – М.: «ВАКО», 2013. «Математика после уроков» М. Б. Балк, Г. Д.Балк.-М: Просвещение,1971г «За страницами учебника математики» И. Я. Депман , Н. Я. Виленкин-М.; Просвещение, 1989г
Автор(ы):
Скачать: Геометрия 9кл - конспект.docx